Сегодня мы слышали евангельскую притчу о блудном сыне. Святая Церковь избрала её воскресным чтением в подготовительную неделю Великого поста, чтобы пробудить нас к предстоящему подвигу покаяния. Из этой притчи поколение за поколением черпает для себя Богопознание и самопознание.
У отца было два сына. Младший из них однажды сказал: Отче, дай мне следующую мне часть имения. Отец разделил имение. Младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. И когда он так решил, пришел в себя, как сказано, и пошел к отцу. Отец, завидя его издали, выбежал навстречу, приказал своим слугам дать ему первую одежду, возложил на руку его перстень — знак сыновнего достоинства, велел заклать тельца упитанного и устроил пир.
Далее, в притче говорится, что когда младший сын прожил все имение свое, то пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Под этим жителем в притче подразумевается дьявол. Когда человек удаляется от Бога, он поступает на службу к дьяволу. А страна, которая так далека от Отца Небесного — это мир страстей; там, где нет Бога, там царство дьявола, царство сатаны. Свиньи здесь тоже символ, символ людской грязи. Свинья — это животное, которое любит грязь, любит всякую нечистоту; оно так физиологически устроено, что не может видеть неба, его глаза всегда обращены вниз, к собственному корыту; оно может только есть, бесконечно утучнять свое тело. В притче, символически, под свиньями разумеются страсти, которые человек приобрел взамен добродетелей, заложенных в нем Самим Богом. Страсти человека — это множество свиней в его душе. Он их пасет, старается прокормить, но голод его от этого не перестает. Таков закон духовной жизни: сколько не пасет человек греховные страсти в своем сердце, они не насыщаются; невозможно насытиться грехом. Поэтому в притче сказано, что он мечтал насытиться, но ничего не получалось, он оставался голодным.
В притче говорится о младшем сыне, который ушел от Бога на страну далече. Что же это за страна далече, в которую мы удаляемся от своего Небесного Отца? Эта далекая страна есть отчуждение человеческого сердца от Бога. И человек, пасущий свиней в далекой стране и питающийся рожками, есть тот, кто всецело отдался страстям и земным делам. Встанет утром, а у него все дела и заботы. Некогда вспомнить о Боге, некогда помолиться и вознестись умом к Богу. Но Господь посылает за это голод в душу человека, у него появляется такая туга сердечная, что он не находит себе места и ищет удовлетворения в страстях. Эта притча — о покаянии, о том, как милостивый Господь ждет человека, ждет его покаяния, ждет, когда он придет в себя. Она о каждом из нас и о каждом человеке, живущем на земле. Отец Небесный дал нам огромное имение: разум, чувства, различные способности. Но по данной ему свободе воли человек — сын, а не раб, поэтому он, если того пожелает, может остаться или уйти от Бога.
И тут произошло чудо: коснулась сердца этого блудного сына благодать Божия и он опомнился, пришел в себя и подумал: ну как же так, у моего отца даже наемники ни в чем не имеют нужды, а я так страшно мучаюсь. И решил: пойду и скажу отцу: Согрешил я на Небо и перед тобою и недостоин уже быть твоим сыном. Ты меня прими, хотя бы в число наемников твоих. Пусть я лучше буду для тебя трудиться, как раб последний, но хоть от тебя питаться, чем на стране далече буду служить дьяволу и питать свои страсти, которые все равно не могу насытить. Как только он это решил и пошел, отец сам вышел навстречу и не только принял его в число наемников, но и восстановил в сыновнем достоинстве. Простил ему все, что он растратил, и заклал тельца упитанного и устроил пир. Телец упитанный и пир — это тоже знакомые нам из Евангелия образы. Под тельцом разумеется Евхаристия; это образ Христа, Который заклался за наши грехи, и от вкушения Его Тела мы получаем благодать Божию; а пир — это есть Божественная литургия, Тайная вечеря в Царствии Небесном, которую мы совершаем.
Какая дивная и какая страшная эта притча. Она про всех нас. Мы все ее хорошо знаем, хорошо помним и каждый год возвращается к ней с новой силой — с новой силой, рождающейся и от более тяжелого, мучительного опыта греха, и от более изумленного сознания Божией милости и того, как нас принимает и восставляет Господь. Живя по своим страстям, мы уходим от Бога на страну далече, постоянно изменяем Ему, но каждый раз, когда мы приносим Ему покаяние, Он готов нас простить.
Какое поучение мы можем извлечь из этой притчи? Во-первых, что Господь всегда знает все наши прегрешения, но дает нам полную свободу, потому что Ему не нужны несмысленные рабы. Господу нужна любовь, а любовь может быть только свободной. И поэтому каждый из нас свободен грешить или не грешить. Во-вторых, если постоянно согрешая, человек все-таки придет в себя и поймет, что грехом он не насытится, а только больше и больше будет от этого страдать, он должен обратится к Богу с покаянием. И Господь имеет такое великодушие, такое снисхождение, что Сам выбегает к нам навстречу, Сам приходит к нам; нужно только обратиться к Нему — и Господь близко. Но этот первый шаг должны сделать мы.
Почему так происходит? Почему Господь не к каждому подходит, не берет его за шиворот, не вынимает из грязи и не ставит на то место, которое ему предназначено? Дело в том, что пока человек сам не придет в чувство, не придет в себя, от него бесполезно ожидать любви. Господь ждет смирения и покаяния, потому что покаяние — это акт свободной воли человека, это его суд над самим собой: Господи, я согрешил против Неба и пред Тобою. Надо осознать это, без этого осознания изменения не произойдет. И Господь готов вновь и вновь нас омывать, очищать и возводить на ту высоту, с которой мы каждый раз ниспадаем после того, как соединяемся с Ним. Какую бы свинью мы ни пасли в своем сердце, какая бы страсть в нас ни жила, она победима с помощью Божией. А привлечь ее можно лишь осознанием своего греха, признанием перед Богом своих заблуждений, признанием перед Ним своей нечистой жизни, покаянием и обращением.