В пятницу Первой седмицы Великого поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается особый молебный канон святому великомученику Феодору Тирону, и в честь его благословляется коливо – пшеница, сваренная с медом.
Невозможно к посту принудить. Если человека насильно лишить пищи, насильно заставить нести подвиг, он не получит за это никаких наград и никакой пользы и изменения для своей души. Получит это только тот, кто возжелал нести подвиг поста ради Христа, ради спасения своего, ради подражания Господу и святым; кто, несмотря ни на что старался соблюдать все, что наметил для себя в постные дни и в строгости жизни, и в обращении с людьми. И строгость поста может простираться лишь в том случае, если нам хватает сил с любовью обращаться с ближними.
Блажен тот, кто смог и первое соблюсти, и второе: и строгость поста, и любовь христианскую в своем сердце. Настолько хорошо постились христиане города Константинополя в 362 году, что император того периода времени Юлиан Отступник, обуреваемый злобою и гневом из-за того, что происходит (а он был христианином от рождения, но предал свою веру и стал поклоняться ложным Богам), воспылал ненавистью к христианам. Поэтому, чтобы осквернить подвиг христиан Константинополя, которые дерзновенно подвизались в Первую седмицу Великого поста и по окончании ее желали вкусить пищи, он приказал окропить идоложертвенною кровью все, что было на рынках Константинополя.
Но Господь через Своего угодника Феодора Тирона, который пострадал в 306 году, будучи сожженым на костре за твердое исповедание своей веры, предупредил своих верных чад. Святой Феодор Тирон явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию и сообщил о коварном плане императора. Тогда всем христианам было дано повеление вкушать вареную пшеницу с медом, а на рынок не ходить, и так поступать всю неделю.
В память того великого чуда и в память того Великого поста христиан Константинополя каждое окончание Первой седмицы Великого поста совершаем молебен великомученику Феодору Тирону с благодарностью ему и с верой в то, что истинный пост никогда не бывает посрамлен, но Господь Своей силой покрывает постящегося, дает ему духовную радость и силы.
Первая седмица Великого поста – это как сеяние духовных семян. Весь пост как возрастание этих семян, когда мы их возделываем, а в Пасху мы уже получаем урожай нашего поста. Да будет так. Пускай и Первая седмица будет сеянием духовных семян, пост – их произрастанием и Пасха – великим ликованием!