В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает христиан к достойному созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю Ваий Святая Церковь призывает верных стекаться от Божественного (высочайшего и священного) праздника Ваий на Божественный (священный) праздник честному и спасительному таинству страстей Христовых и видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и удостоиться Царства Небесного. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы еще удерживается общий покаянный характер песнопений.
Каждый из первых трех дней Страстной седмицы, кроме общих особенностей, имеет и свои собственные и посвящается особому воспоминанию, содержащемуся в песнопениях и евангельских чтениях на утрене и Литургии.
В Великий Понедельник Церковь в своих песнопениях призывает встретить начало страстей Христовых. В богослужении Понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный своими братьями в Египет и прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Воспоминается также проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, служившей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых несмотря на их внешнюю набожность Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов: истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи во Иерусалимском храме — о подати, подаваемой кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (притча о десяти девах) и праведность Суда Божия (притча о талантах).
В Великую Среду воспоминается жена грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа Спасителя иудейским старейшинам за 30 сребреников.
В первые три дня Страстной седмицы положено прочитывать на богослужении всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрене Великой Субботы.
Накануне этих дней служится повечерие: великое повечерие — в понедельник и вторник вечером; малое повечерие — с воскресенья на понедельник, в среду вечером и в следующие дни. На повечерии поется трипеснец святого Андрея Критского.
На утрене после «Аллилуиа» в первые три дня поется (трижды) особым напевом тропарь «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.
После стихословия трех кафизм на утрене читается Евангелие, особое на каждый день. После кафизм ектении не полагается, но сразу после третьей кафизмы и седальна диакон произносит «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия».
По прочтении Евангелия, 50-го псалма и молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» в понедельник и среду поется трипеснец, а во вторник — двупеснец (8-я и 9-я песнь). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По окончании трипеснца в первые четыре дня поется ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды). В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога. Далее по уставу — хвалитные псалмы, стихиры на хвалитех и прочее последование утрени.
В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и целиком прочитывается все Четвероевангелие (в 9 отделах), до слов: ныне прославися Сын Человеческий (Ин. 13:32). Евангелие читается после пения великопостного тропаря часа и по прочтении Богородична часа, а на 6-м часе — после прочтения паремии, предваряемой и завершаемой пением прокимна.
Ветхозаветные чтения имеют тот же порядок, что и в предыдущие дни служения по Постной Триоди. Но состав чтений иной. Так, на 6 часе вместо пророчества Исаии, читаются пророчества Иезекииля, созерцавшего дивные образы Херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается паремия из Книги Исход о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них; эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из Книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров.
После пения «Да исправится молитва моя» и великих поклонов читается Евангелие, соответственно воспоминанию каждого дня; Апостол на Литургии в эти дни не читается.
В среду в конце Литургии (после «Буди имя Господне») последний раз во время Великого Поста читается молитва святого Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).
В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю Ваий, в конце служб бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истиннный Бог наш».
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу, не бывает поминовения усопших и не совершается память святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и Крестной смерти Господа.