Христос воскресе! В день, который Святая Церковь именует праздником праздников и торжеством из торжеств, в день Светлого Христова Воскресения, за богослужением мы слышим особое евангельское чтение – это первые семнадцать стихов первой главы Евангелия от Иоанна.
На первый взгляд, удивительно, что для чтения во время пасхальной Божественной литургии избран евангельский отрывок, в котором ни слова не говорится о Воскресении Христа. Связано это с тем, что, согласно древнейшей церковной традиции, весь евангельский текст (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) разделен на фрагменты таким образом, чтобы в течение года Евангелие было прочитано полностью. А поскольку Евангелие от Иоанна самое глубокое, насыщенное богословскими понятиями и трудное для восприятия новичка, начало чтения этого Евангелия было приурочено к тому моменту, когда в Церкви «новичков» практически не оставалось.
Во время предпасхального Великого поста уверовавшие во Христа, но некрещеные христиане проходили «оглашения», то есть изучали основы христианской веры. А накануне Пасхи, на литургии Великой Субботы, совершалось массовое крещение подготовившихся к этому событию христиан.
Таким образом, в пасхальной Божественной литургии участвовали практически только «верные», которые, согласно пониманию Церкви, были подготовлены к слушанию самого сложного по содержанию Евангелия.
В начале было Слово (Ин. 1, 1). Трудно сказать что-то более лаконичное и более значительное в богословском смысле. Каждый читатель Библии при виде этих слов возвращается к ее началу, Книге Бытия, которой открывается Ветхий Завет: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Возвещение Иоанна, начинающееся с тех же слов «в начале», открывает новую эру: мира преображающегося, приобщающегося через Иисуса Христа к Богу.
Этими словами – по замечанию Александра Павловича Лопухина – евангелист обозначает вечность Слова. Уже само выражение «в начале» ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал «прежде всего мыслимого и прежде веков», как пишет святитель Иоанн Златоуст.
Но что это за Слово? В оригинальном тексте Нового Завета на этом месте стоит древнегреческое слово «Логос», которое можно перевести не только как «слово», но еще и как «мысль», «смысл». Понятие Логоса как разумного принципа, управляющего миром, играло очень важную роль в античной философии.
Но Иоанн Богослов вкладывает совершенно иное значение: теперь Логос – это уже не безликий закон, а Христос, Бог Слово, воплотившийся и живший среди людей, умерший на Кресте за наши грехи и Своим Воскресением открывший человечеству путь к вечной жизни.
А потому кульминацией сегодняшнего евангельского чтения можно назвать следующие строки: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Христос, Единородный Сын Небесного Отца, принял человеческую природу, обитая среди людей и наделяя нас благодатью Божией.
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен пишет: «Сын Божий стал Человеком, чтобы люди стали сынами Божиими. Когда слышишь: Слово стало плотию, не подумай, что изменилось существо Божие, которое неизменно и невредимо, но что Слово, оставаясь тем, чем было, стало тем, чем не было, или: оставаясь Богом, стало Человеком через восприятие плоти, одушевленной, конечно, мыслящей и разумной душой».
А вершиной тернистого пути Спасителя, увенчанного страданиями и голгофской Жертвой, является Его Воскресение. И как Крестной смертью Спасителя совершено очищение наших грехов, так и Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово является основой нашей веры и первой, важнейшей, великой истиной, источником постоянной радости. Ведь именно через Воскресение Христово человек обретает возможность приобщиться к ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим.
Иеромонах Пимен (Шевченко)