В нынешний воскресный день, который именуется Неделей о слепом, Святая Церковь предложила нашему вниманию чтение Евангелия от Иоанна. В этом отрывке апостол и евангелист Иоанн повествует об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом слепорожденного человека.
Когда Господь уже совершил чудо исцеления, Он, обращаясь не только к бывшему слепому, но и ко всем окружавшим Его людям, сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9,39). А начинается этот отрывок вопросом, который и мы часто задаем или слышим его от окружающих нас людей. Апостолы, увидев слепорожденного человека, спрашивают Христа: «Равви, кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,2). И мы так же спрашиваем, почему то или иное событие происходит с нами или с теми, кто рядом, — в чем причина происходящего в нашей жизни? Кто виноват, кто согрешил, что Господь посещает нас теми или иными невзгодами и нестроениями? И Иисус отвечает совершенно неожиданно: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божия» (Ин. 9,3). Удивительный ответ. Казалось бы, разве не могли бы явиться дела Божии, может быть, даже в большей силе и славе, если бы у всех людей все было хорошо, гладко; если бы каждый человек был счастлив, здоров, благополучен; если бы не было горя, болезней, несчастий? Тогда, наверное, сила Божия была бы проявлена в жизни каждого в отдельности человека и всего общества в целом. Но давайте задумаемся, возможно ли это и полезно ли для нас (ведь Господь — Вседержитель, и для Него возможно все!). Когда мы начинаем всматриваться и в свою жизнь, и в жизнь окружающих, то, к сожалению, делаем вывод, что не готовы обращать внимание на эту силу Божию, на благодать Христову, на те моменты Божественной помощи именно тогда, когда у нас все в жизни хорошо, когда счастье земное и благоденствие переполняют нас. Как редки случаи, когда человек в таком благополучном для себя состоянии обращается к Богу со словами благодарности и славит Его. Чаще всего человек принимает свое благополучие как должное, как свою заслугу или как плод только своего труда, забывая непреложную истину, что без Бога «не можем делать ничего» (см. Ин. 15,5). И это неправильное в корне представление о своем «могуществе» приводит к печальным последствиям: человек забывает о Боге и не стремится познать Его. Он думать не хочет о своем сыновнем долге пред Ним, привязывается к земле и отторгает себя от Небесного отечества, лишая себя возможности вечного сопребывания с Господом в жизни будущего века. Вот вчера Церковь совершала память святого праведного Иова, который жил во времена Ветхого Завета. Наверное, это был один единственный человек, в то время живущий на земле, который в счастии своем прославлял Бога (и в горе — тоже). А ведь чаще всего и в те времена, и ныне люди вспоминают о Боге тогда, когда становится трудно, когда невмоготу, а обратиться больше не к кому; когда начинают сознавать, что все силы уже исчерпаны, и невозможно почерпнуть их в окружающем мире. Вот тогда человек вспоминает о Боге, надеясь, что, может быть, Господь все-таки даст то, что так необходимо — поможет, спасет. И не только об этом говорит Господь в евангельском отрывке. Исцеленный Им слепорожденный человек прозрел не только физическим зрением, но и духовным. Человек познал Бога своими духовными очами. И в этом заключается слава Божия, о которой ныне говорит Господь. Этого человека знали многие жители Иерусалима, многие, вероятно, по возможности помогали ему и сострадали ему. Ведь потеря зрения является тяжелейшей потерей для каждого человека. Это мы, имея возможность видеть всю красоту окружающего мира, подчас не замечаем ее: нас не радует восход солнца, мы не восхищаемся прекрасным цветком, проходим мимо неповторимых красот природы. Мы привыкли к этому, нас это не удивляет и не поражает, не заставляет чаще биться сердце — для нас это обыденно и буднично. А вот человеку, который никогда не видел, трудно понять даже самого красноречивого поэта, рассказывающего о голубизне чистого неба, о яркости полуденного солнца, о свежей зелени распускающихся деревьев или многоцветии весеннего луга. Но возвратимся к евангельскому тексту. Мы знаем, что Господь совершает чудо, и слепорожденный начинает видеть. И, казалось бы, радоваться надо за этого человека и славить Целителя. Но, посмотрите, как ведут себя те, кто находится рядом с ним. Они негодуют и, прежде всего, на Того, Кто совершил это чудо, и начинают задавать бывшему слепому различные вопросы. Вместо радости — злое любопытство. И апостол Иоанн передает нам эти вопросы: «Как открылись у тебя глаза?» (ст. 10) А исцеленный отвечает, что Иисус сделал брение, помазал ему глаза и сказал пойти на купальню Силоам умыться. «Я пошел, умылся и прозрел» (ст. 11). Он подчеркивает, что Иисус сделал все это, а ему оставалось лишь выполнить Его повеления; что без Иисуса его исцеление было бы невозможным. Он понимает, что только сила Божия могла совершить такое чудо с ним, и это свидетельствует о прозрении этого человека не только физически, но и духовно. Как только не старались фарисеи и окружающие люди оклеветать и опорочить Христа, говоря исцеленному, что Иисус — грешник. А бывший слепой мужественно стоял на своем и отвечал: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (ст. 24). Тогда, чтобы поколебать веру этого человека, фарисеи сказали: «Да этот Человек не от Бога» (ст. 28,29). Но исцеленный смело возражает им: «Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего» (ст. 33). Да, действительно, братья и сестры, помимо физических очей этого человека, произошло исцеление и очей духовных. И это очень важно.
К своему счастью, мы являемся зрячими физически, но духовно подчас являемся слепыми. Мы, верующие во Христа люди, часто не видим находящегося рядом Бога, а если бы видели Его, то никогда бы не закралось в наше сердце сомнение, никогда бы не поколебалась наша вера, никогда бы в нашей жизни не возникали недоуменные вопросы: «А почему так, а не иначе?» Потому что мы бы видели и знали, что все, совершающееся в моей жизни в воле Божией, что рядом со мной в моей жизни идет Господь, и очень часто тот тяжелейший крест несу не я, а вместо меня — мой Господь и Спаситель. Да, если бы наши духовные очи могли видеть, тогда мы бы не спотыкались, не хромали на обе ноги, а шли твердой поступью, высоко неся свое христианское звание, свидетельствующее о том, что мы действительно христиане, что нашим Богом является Господь и Спаситель наш Иисус Христос. И, веруя в Бога и любя Его, мы не можем не слушать Его слов, не исполнять Его заповеди и не стремиться к Нему всей своей жизнью, не можем существовать без Него, не можем не поставить Его в центр своей жизни.
Вот о чем всем нам сегодня напоминает это евангельское чтение. Но не только на него мне бы хотелось обратить ваше внимание, но и на чтение сегодняшнего Апостола. Мы слышали рассказ евангелиста Луки о деяниях святых апостолов, о том, как в Филиппах, куда пришли апостолы для проповеди Евангелия, за ними стала ходить одна женщина-прорицательница. Она была служанкой у господ, которые на ее способности зарабатывали хорошие деньги. Эта женщина услышала, что в город пришел апостол Павел, и стала ходить за ним и его спутниками, говоря, что это — истинные слуги Божие, и их нужно слушать. Но однажды апостол Павел вознегодовав, обратился и сказал духу, находящемуся в этой прорицательнице: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе, выйди из нее» (Деян. 16,18). И дух этот вышел, и женщина замолчала, перестав прорицать, потому что говорила она не от себя, а от того нечистого духа, который был в ней. Здесь возникает вопрос: зачем апостолу Павлу надо было изгонять этого духа, ведь женщина делала вроде благое дело, говоря, что он — слуга Господень, его надо слушать. Ничего плохого в адрес апостола Павла она не сказала, но, тем не менее, он запретил этому бесу говорить. Почему? А дело вот в чем, и это очень поучительно для нас. Ведь эта женщина была не с апостолами, а ходила «за» ними, и ею руководил бес, а он — лукав, и не преминул бы навредить, да так, что люди и не заметили бы этого. Одно слово лжи, подмешанное к правде, делает эту правду ложью!
Очень часто в нашей жизни встречаются такие прорицатели, знахари, «добрые бабушки», колдуны, экстрасенсы. Они вроде бы помогают, вроде бы исцеляют, говорят, от чего пришло то или иное несчастье. И мы бежим к этим «бабушкам», к этим прорицателям и экстрасенсам, доверяем им, ведь врачи ничего не могут! Нам хочется исцелить свое тело, узнать свое будущее, предостеречься от новых неприятностей. И мы платим деньги, тратим время и ходим к ним. Нам так хочется верить им (в Бога мы тоже верим, но, чтобы Он помог, надо слишком много делать — молиться, в церковь ходить, свечки ставить, а здесь — заплатил и готово!). Часто у этих людей находятся иконы в доме, и это усыпляет нашу бдительность, мы успокаиваем себя, говоря, что уж этот-то человек «лечит от Бога» — он даже в храме бывает (правда, неизвестно, кому он там молится). Но «исцеляют» эти деятели заговором, который могут произносить и тайно. Подчеркиваю, исцеление это — мнимое. Вроде вылечили одно, а через месяц у человека заболевает что-то другое, а через год, не дай Бог, он умирает или оканчивает жизнь самоубийством. И никому в голову не придет вспомнить о том «лечении» у «доброй бабушки» или у сверхобразованного экстрасенса. И апостол Лука в книге Деяний святых апостолов предостерегает нас, как мы должны быть осторожны! Зачем нам эти «бабушки», колдуны, шаманы? Зачем нам экстрасенсы и «ясновидящие»? Единственный Целитель наших душ и телес — Господь и Спаситель Иисус Христос! Так прибегайте же к Нему, к Его Церкви, к тем Таинствам, которые совершаются здесь, в православных храмах. Веруйте в Бога! И по вере вашей, да будет Вам! А все остальное — от лукавого. Нет сейчас института диаконисс — благочестивых женщин, которые когда-то через молитву, через благодать Божию совершали чудеса, но это — в прошлом. А сегодня все, что делают «шептухи» — это бесовщина, магия. А магия бывает не только черной, открыто признающей воздействие диавола, но и белой, внешне вроде бы признающей Христа, Богородицу, Крест, Церковь, молитву, а по сути своей так же находящейся под непосредственным влиянием падших духов (вспомним чтение Апостола!). Нельзя нам прибегать к этому! Надо держаться подальше от этого и твердо знать, что все современные «нетрадиционные целители» не от Бога, а, следовательно, — от диавола!
Об этом еще и еще раз сегодня напоминает нам Церковь Христова евангельским чтением об исцелении слепорожденного и чтением Апостола о запрещении бесу прорицать. Все это пусть помогает нам правильно делать выбор пути, по которому мы идем в своей жизни, и искать исцеления, прежде всего, у Бога, зная, что только Он, и никто другой, может нам дать исцеление. Но, если, обращаясь к Господу, не получаем просимое, то не нужно задавать лишние вопросы: «Кто виноват? То ли я плохо молюсь, то ли Бог очень далеко и не слышит меня, а, может, какая-то другая причина? А, может, и Бога-то нет, и незачем молиться?» Так вот, будем помнить слепорожденного, будем помнить праведного Иова, память которого вчера совершалась, будем помнить, что все в нашей жизни совершается по воле Божией. Этот урок сегодня преподносит нам Святая Христова Православная Церковь. Будем молиться Господу, чтобы Он даровал нам не только физическое зрение, но и, что самое главное, зрение нашей душе, зрение нашему сердцу. Чтобы во всех обстоятельствах нашей жизни мы могли увидеть находящегося с нами Господа, чтобы в любых обстоятельствах мы могли бы сказать: «Верую в Тебя, Господи!»
Протоиерей Валерий Захаров