Сегодняшнее общецерковное поминовение усопших называется Троицкая родительская суббота. «Троицкая», – потому что совершается в преддверии праздника Святой Троицы, как мы называем день Новозаветной Пятидесятницы, – в память о явлении миру Третьего Лица Святой Троицы – Духа Святого, сошедшего на апостолов в сионской горнице в Иерусалиме в виде огненных языков.
Праздник Пятидесятницы называют также Днем рождения Церкви, потому что через апостолов, а затем через священство Благодать Святого Духа излилась в Таинстве Крещения на всех членов Церкви Христовой, куда входят как ныне живущие, так и усопшие православные христиане. Поэтому накануне события Пятидесятницы, Церковью установлено поминовение усопших.
«Родительским» оно называется потому, что в этот день, приходя в храм, мы вспоминаем, в-первую очередь, близких усопших сродников: родителей, бабушек, дедушек, а затем и всех почивших православных христиан, умерших своей смертью или в результате несчастных случаев, не успевших подготовится к исходу в вечность, причаститься Святых Христовых Таин: «оставивших мир от стихий морских, ветров, пожаров», – как говорится в поминальной молитве. В этот день мы совершаем также память воинов, положивших жизни на поле брани. Сегодня мы отдаем им долг любви.
В Православии нет мертвых, ибо в Евангелии сказано: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Поэтому очень важно быть готовыми к переходу от временной жизни к вечности, чтобы она стала для нас вечным блаженством, а не вечным умиранием в адских муках. А это зависит от того, чем мы наполним наше сердце сегодня.
В отеческом поучении имеется один весьма интересный пример. Человек, собираясь в дорогу, нагрузил свою сумку множеством острых предметов: гвоздями, осколками стекол и другими. Пока он дошел, они ее всю изрезали. Так и сердце человеческое, исполненное страстей, подойдет к порогу вечности, все истерзанное ими. Милосердный Господь, создав Церковь Свою, подает в Таинстве Крещения каждому из нас Благодать Святого Духа, избавляющую душу человека от насилия греха и диавола, помогая ей стать свободной от страстей (см. Ин 8:32).
Преподобный Макарий Великий говорит, что человеку, истинно стремящемуся к вечной жизни, необходимо быть выше всего, что имеется в этом мире, переступить всякую земную славу и возлюбить только небесную Христову славу.
Но далеко не все могут проводить такую высокую духовную жизнь в силу человеческой немощи. У кого-то есть больше решимости для внутреннего подвига, у кого-то меньше. И Святая Церковь установила особые дни поминовения усопших, чтобы соборной молитвой помочь отошедшим в мир иной, покрыть то, что они не смогли, или не успели сделать во временной жизни для спасения своей души.
Апостол призывает: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (2 Пет 2:19). Эти слова мы должны исполнять не только по отношению к живым, но и в отношении усопших. Ведь временная жизнь и вечная представляют собой как бы два сообщающихся сосуда. Когда мы наливаем воду в один, на такой же уровень она переливается и в другой. Поэтому наша молитва, возносимая об усопших, является для них великим благодеянием.
Дни поминовения усопших имеют большую пользу и для нас, помогая стяжать память смертную, о которой Слово Божие говорит: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир 7:39). Память смертная более всех других средств учит человека ответственности за свои поступки, показывая их в свете вечного воздаяния.
Имея память смертную, мы будем понуждать себя всегда поступать по-православному, неважно, имеются ли свидетели наших поступков или нет, потому что мы знаем, что рядом с нами присутствуют Ангел Хранитель и падшие демоны, наблюдая за всеми нашими действиями, словами. Ангелы Хранители будут стараться нас оправдать, представляя на Суде наши добрые дела, совершенные в тайне, а демоны – обвинять, представляя дела греховные, постыдные.
Поэтому, когда мы думаем: «Сделаю то-то, все равно никто не видит», – мы себя жестоко обманываем. Все видит и все знает наша совесть, как бы мы не пытались заглушить ее благовидными оправданиями неблаговидных поступков. При исходе же души из тела все эти воспоминания нахлынут на нас вместе с горькими сожалениями, что не слушались голоса совести, но тогда будет уже поздно. Постараемся же, дорогие братья и сестры, проводить дни жизни нашей так, чтобы не было стыдно на Страшном суде Христовом. Аминь.