Однажды на берегу Генисаретского озера Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого Он повелел ученикам Своим плыть на другую сторону моря, а Сам пошел на гору помолиться. Ночью, когда ученики были уже на середине моря, Иисус Христос пошел к ним по воде.
Увидевши Его идущим по морю, как по суше, ученики испугались, думали, что это призрак. Иисус же сказал им: “Не бойтесь, это Я”. “Если это Ты, – сказал Ему Петр, – то повели мне придти к Тебе по воде”. “Иди”, - ответил ему Христос. И Петр пошел. Но, испугавшись сильного ветра, начал тонуть и закричал: “Господи! спаси меня”. Иисус Христос простер ему руку и сказал: “Маловерный! зачем ты усомнился?” Потом вошли оба в лодку. Бывшие в лодке подошли к Иисусу, поклонились Ему и сказали: “Истинно Ты Сын Божий” (Мф.14,22-33).
Во-первых, это повествование напоминает нам о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус, Бог и Человек, часто молился в уединении.
Во-вторых, оно учит нас мужеству и неустрашимости в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях, уверяет в том, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него. Апостолы, бывшие тогда еще несовершенными в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную, волнующуюся страстями и напастями жизнь; лодка означает тело наше, в котором вместе с душою дух наш переплывает житейское море.
В разной степени мы все испытываем бурю бед и жизненных трудностей. У нас болезненно расстроены грехами и воображение, и мысли, и чувства, и воля. Часто мы всего и всех боимся, и это потому, что у нас еще слаба вера. Кто вошел в тесное единение с Богом, тот теряет страх перед всем земным, перед самой преисподней. “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защитник живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на меня полк бесовский, не убоится сердце мое, аще восстанет на меня брань демонская, на Него уповаю” (Пс.26,1,3).
Необходимо вспомнить еще о смелой просьбе Петра придти по воде к Господу. Просьба Петра, с одной стороны, достойна одобрения, как плод веры его в Иисуса и любви к Нему, а с другой стороны, достойна осуждения, ибо, не утвердившись еще в вере и любви, имея только начатки таковых, он захотел без нужды чуда.
Так бывает и с нами: когда мы с уверенностью делаем или говорим что-либо, тогда и речь льется плавно и дело делается справно, а как станем колебаться, сомневаться, бояться – тогда и слово замирает и дело страдает. Когда мы молимся с верою и упованием, молитва наша бывает легкой и полезной, как только усомнимся или забудем о присутствии Божием, или развлечемся посторонними мечтами, и молитва погаснет, и мы чувствуем духовное крушение, утопание сердечное. Так много значит вера!
“Спаси меня!” – воскликнул утопающий Петр, и Господь простер ему руку помощи. Мы все тонем в грехах, как в море, потому и нам, как Петру, надобно чаще обращаться к Спасителю с покаянной просьбой: “Господи! спаси меня”. И Господь не даст нам погибнуть. Когда Господь вошел в лодку, ветер тотчас утих. Так и в нас утихнет немедленно буря греховная и наступит желанная тишина помыслов и чувств.
Кроме исторической стороны в евангельском повествовании заключается и другой глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики всю ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой, море –- с миром, бурю – с гонениями. Вздымались яростные волны сектантства, лжеучения и лжемудрствования, которые готовы были, по-видимому, потопить ее. Но Христос никогда не оставлял Своей Церкви, которую Он приобрел Кровию Своею. Вынесенная учениками буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас, бурю жизненных опасностей. Доблесть истинного христианина в том и заключается, чтобы он не предавался отчаянию, а боролся до последнего, в полной уверенности, что рано или поздно Господь подаст ему всесильную руку помощи. В этой уверенности – истинный якорь христианского спасения и залог победы.
В короткое время Господь совершил перед Своими учениками три чуда: напитал пять тысяч человек пятью хлебами, ходил по воде, как по суше, по Его слову апостол Петр сделал то же. Господь совершил это для того, чтобы научить учеников Своих, а через них и нас веровать в Него, как в Сына Божия. Господь знает, что вера в Него - самое главное и важное для людей на земле. Апостолам нужна была вера, чтобы научить вере в Бога всех людей. Людям необходима вера потому, что, только имея веру в Бога, можно спастись.
Господи! Мы исповедуем вместе с Твоими учениками и апостолами, что Ты воистину Сын Божий (Мф. 14,33), Ты – наш Спаситель! Ты – наша жизнь! Ты- Бог наш! Мы на Тебя надеемся и Тебе славу воссылаем во веки веков.
Митрополит Владимир (Слободан)