Поясняя необходимость постоянного, безграничного всепрощения, Господь рассказывает притчу о милостивом государе и немилосердном должнике, приравнивая Царство Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23).
Один из рабов должен был своему государю 10 000 талантов. Талант был самой большой денежной единицей равной 3 000 шекелей, или 12 000 динариев. Так, например, доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего 600 талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего 300 талантам. Таким образом, долг в 10 000 талантов был больше, чем доход царя.
Из притчи мы узнаем, что когда государь потребовал уплаты долга от раба, не имевшего денег, то раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу (Мф. 18, 26).
Блаженный Феофилакт пишет: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему… Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим…»
Тогда прощеный раб, найдя своего собрата, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, сумму в 100 динариев, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен (Мф. 18, 28). Он не сжалился над своим собратом, несмотря на его мольбу потерпеть, и посадил его в темницу. Когда же государю стало известно о произошедшем, он призвал немилосердного раба к себе. Сделав ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру в великодушии к своему должнику, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34).
Святитель Иоанн Златоуст указывает: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».
Завершая рассказ притчи, Спаситель замечает: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Этими словами Господь призывает нас прощать ближним неограниченное количество раз, прощать постоянно и всегда, от всего сердца, потому как ничто из того, что приходится прощать нам, не идет ни в какое сравнение с тем, что прощает нам Бог по своему безграничному милосердию.
Александр Павлович Лопухин, замечает: «Рассказанное в притче, как и везде в других случаях, служит образом людских отношений к Богу и ближним. Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги».
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что прощение имеет величайшую ценность, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. Каждый из нас спасается милосердием Божиим, если сам прощает другим людям их прегрешения, тем самым свидетельствуя о свой твердой вере, способной претворить холодное сердце в живое и любящее.
Иеромонах Пимен