Отношения между Христом Спасителем и еврейскими законоучителями были очень непростыми. В сегодняшнем Евангельском отрывке мы слышали последний диалог между Христом и законоучителями. Итак, некий законник спрашивает Христа (и этот вопрос изначально провокационен): какая наибольшая заповедь в Законе?
Для того чтобы понять весь подвох этого вопроса, надо вспомнить, что именно эта тема была одной из наиболее часто обсуждаемых на собраниях иудейских законоучителей. Понятно, что прямого ответа на этот вопрос с точки зрения фарисеев и книжников в принципе существовать не могло. Этим самым они хотели обвинить Христа в невежестве. Однако Спаситель просто и быстро отвечает им словами Священного Писания: «Сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим и всею душою твоею. И вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях основывается весь Закон и все пророческие писания».
Такими простыми словами Спаситель выносит на поверхность самое существо завета между Богом и человеком. Действительно, нет ничего большего, чем полностью отдаться стихии любви Бога и ближнего. И на эти слова законники уже ничего не могли возражать. Мы знаем, что после этого Спасителя уже не искушали законники, но в своем сердце продолжали носить неприязнь и раздражение к этому, явленному непонятно откуда, Учителю.
Вывод, который предлагает нам сделать сегодня евангелист, предельно прост: чем бы мы ни занимались, какие бы ни брали на себя подвиги, какими бы формами благочестивой жизни ни увлекались, мы должны помнить: если это нас не приводит к самому главному – к умножению сердечной теплоты, к вызреванию любви к Богу и ближнему – цена этих подвигов более чем сомнительна.
Научи же нас, Господи, всегда быть внимательными к тем индикаторам нашей реальной душевной теплоты и любви, которыми постоянно служат окружающие нас люди.
Протоиерей Павел Великанов