В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на средину храма выносится нами древо крестное, самый вид которого назидает благоговейных и внимательных. Мы видим, как священники на руках несут крестное древо, четверочастное, дабы каждый из чад Церкви уразумел, что Распятый на Кресте Царь Славы, Господь Иисус Христос, есть истинный Господь всей вселенной.
Чтобы мы поняли, что Древо Крестное есть тот жезл, которым надлежит Христу спасти все языки, живущие по четырем сторонам земли. Крест Господень, на котором распят Спаситель, соединяет небо и землю, дабы мы уверовали, что взошел на Крест истинный Человек, по человечеству восприяв страдания, а вместе и истинный Бог, Чье невидимое Божество не слитно и не раздельно соединено со страждущей человеческой природой.
Приступая ближе, видим главу Иисуса Христа, приклоненную на Кресте, и узнаем, что это глава Того, Кто Сам соделался главою Церкви, так что мы, ее чада, суть истинные члены тела Христова, увенчанного этою терноносною главой. Созерцаем руки Иисуса Христа, пригвожденные ко Древу, и видим их бездвижными, источающими кровь, а вместе и понимаем, что этими руками Господь создал вселенную и держит мир силой Своею; это руки праведного Судии, имеющего воздать каждому по делам его; об этих руках, защищающих сирот и вдовиц, питающих всех, кто алчет и жаждет, сказано в Писании: Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр.10, 31.)
Видим прободенное сердце Господа Иисуса Христа, источающее кровь и воду. Совершенно обнищал ради нас Тот, Кто обогащает всю вселенную благодатью Духа Своего. Не видно одежд на теле Того, Кто дарует, возвращает нам, веруюшим, кающимся во грехах, светлую одежду благодати, потерянную еще в раю Адамом и Евой.
Приступаем ко кресту, чтобы, склонившись над распятием, облобызать его. Приблизился некогда ко Кресту сатана, приразился ко Господу, - и молнией Божества был низвергнут в самую глубину преисподней. Приступил ко Христу Иуда, нанес Ему лобзание предательское - и за то сам праведным судом оказался на древе, низринулся с него - изверглись вон его внутренности, и Иудино имя стало страхом и посмешищем в народах - в знак того, что нельзя предавать Господа, нельзя лукавить пред Всевидящим и Всеслышащим, Вселюбящим Спасителем нашим.
Мы же, чада Церкви, с благоговением, трепетом и страхом приступим ко Господу Иисусу Христу, как приступали к Нему рабы Его, как некогда приступила ко Спасителю кровоточивая женщина, исцелившаяся, по вере, единым прикосновением к Его святым одеждам.
Приступим ко кресту, дабы вместе с Фомой вложить нашу руку в ребра Спасителя, в раны от гвоздей Его - и уже не быть неверными, не быть полуверными, а быть верными, быть теми, над кем исполняются слова Господа: ... блажнны невидевшие [Меня] и уверовавшие (Ин. 20, 29).
Приступим к Иисусу Христу с тем, чтобы воздать Ему подобающее Божеское поклонение и восприять, в награду за веру, любовь и надежду на Его милость, благодать Духа Святого. Эта благодать и нас вознесет на крест, и нас сотворит страшными для демонов, приблизит к нам ангелов Божиих, соделает нас любезными для человеков, просветит наши сердца, так что Спаситель узнает в нас, носящих на себе знамение креста, чад Своих, верных Ему, любящих Его, непрестанно молящихся Ему и прославляющих Его спасительные, ради нас подъятые страдания.
Протоиерей Артемий Владимиров