В Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Сегодня Святая Церковь заповедует читать отрывок, посвященный словам Христа, которые Он некогда сказал перед своими учениками: «Тот, кто хочет за Мной идти, пусть отвержется себя и идет вслед за Мной»; «Тот, кто постыдится Меня или слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во Славе Своей».

И еще есть другие слова: «Тот, кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее, а тот, кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот сбережет ее. Какой выкуп душе своей даст человек, если мир весь приобрящет, а душу свою отщетит?». Этими словами Святая Церковь утверждает нас в деле нашего крестоношения.
Если человек исповедует, что он верующий, что он православный, то это значит, что он не может не нести свой крест. Но как мы несем крест? Господь неслучайно обращает на это наше внимание.
Очень часто человеку бывает непонятно, что такое крест. Часто человеку бывает стыдно исповедовать Сына Человеческого и слова Его (то есть Его святые заповеди) перед другими людьми. Ему кажется, что гораздо проще приобрести мир. Но в глазах Божиих жизнь человека, душа человека гораздо ценнее и несоизмеримо дороже, чем все богатство мира сего: «Если человек весь мир приобретет, а душу свою погубит, какой он даст выкуп за нее?» (см.: Мк. 8, 36–37). Она бесценна! Именно об этом нам хочет сказать Христос.
«Тот, кто постыдится исповедовать Меня, — говорит Христос, — и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во Славе Своей». Но чтобы исповедовать Его и Его слова, ведь их надо знать! А кто из нас их знает? Мы только понаслышке, поверхностно что-то знаем о Христе и Его Евангелии. Как же мы можем исповедовать Его, да еще и не постыдиться это сделать?
Чего стыдится современный человек в этом мире больше всего и почему? На этот вопрос важно ответить каждому из нас.
Когда человек теряет страх Божий, он перестает стыдиться Бога. Он перестает бояться Бога (см.: Лк. 12, 5; Евр. 10, 31). Тогда он начинает бояться чего-то другого: в человека вложена потребность страха Божия, но поскольку его нет, а природа не терпит пустоты, то человек начинает искать, чего бы ему бояться, как это ни странно звучит.
Мы знаем, как многие боятся мира сего. Боятся не в том смысле, что он их погубит, — нет! Они стесняются перед другими не исповедовать, что они являются поклонниками этого мира. Человек внимательно следит за модой, он жадно следит за международными и локальными событиями, делает из них выводы, «держит нос по ветру» и пытается быть абсолютно таким же, как и все. Он боится, что, если мир заметит, что он не такой, то ему станет от этого плохо.
Но Апостол Иаков в своём Послании говорит: «Тот, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Божиим» (см.: Иак. 4, 4). Очень часто мы незаметно для себя становимся такими врагами Божиими, ставя на главное место в своих сердцах любовь к миру. А за этой любовью в нас вкрадывается рабство миру.
Сегодняшнее Евангелие отвечает нам на вопрос, почему это происходит: у человека, который теряет страх Божий, а значит, теряет возможность и желание внутреннего делания перед глазами Божиими, начинается делание внешнее перед глазами ближних, которые смотрят на него.
Самое страшное, пожалуй, что может быть для верующего человека — это грех лицемерия. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие», – сказал Господь. Но эти слова слышим не только мы.
Посмотрим на себя внимательно. Ведь достаточно легко мы убедили себя, что мы праведники, что мы верующие — в силу того, что ходим в храм, участвуем в церковных таинствах, общаемся с ближними, исполняем заповеди Христовы. Так ведь?
Господь говорит: «Тот, кто постыдится исповедовать Меня в роде сем прелюбодейном и грешном…». Если я исповедую, что я грешник (а по-другому у верующего человека быть не может, потому что он и ждет Христа как Спасителя, Который пришел в мир грешников спасти), то это значит, слова об исповедовании Христа перед родом грешным говорят в первую очередь о том, что я должен перед самим собой как грешным человеком исповедовать Христа как Спасителя Своего. А исповедовать можно только единым образом: исполнять безжалостно по отношению к себе заповеди Божии.
Христос сказал: «Тот, кто погубит душу свою ради меня и Евангелия…». И вот ветхозаветный человек, находящийся во мне, всячески этому противостоит. Он не хочет, чтобы его заколали, убивали. Он делает все, для того чтобы жить безбедно и комфортно. Но исповедовать Христа я могу, только доверившись Его Слову, а Господь призывает распять такого (ветхого) человека в себе самом.
В сегодняшний день, когда мы еще раз поклонились Животворящему Кресту Господню, когда мы слышим слова Христа о том, что должны бесстрашно исповедовать Его и Слова Его перед родом сим прелюбодейным и грешным, будем более внимательно относиться к этому призыву.
Хочется пожелать всем нам, чтобы ум Христов, который призывает стяжать всех верующих апостол Павел, располагал нас иметь любовь и к Богу, и к ближнему, готовность пожертвовать собой, чтобы получить прощение от Господа. Чтобы наших сердец и наших умов коснулось Царствие Божие, пришедшее в силе, о котором упоминает Христос в сегодняшнем Евангелии, (см.: Мф. 9, 1). Тогда все в нашей жизни будет по-Божьему, тогда мы, действительно, будем исповедниками Христа.


протоиерей Георгий Климов