Димитриевская родительская суббота

В Димитриевскую родительскую субботу Православная Церковь совершает сугубое поминовение всех усопших православных христиан. Слово Божие заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков», как за живых, так и за усопших, ибо у Господа «все живы» (Лк. 20:38).

То, что умершие люди могут получить прощение некоторых грехов, видно из слов Спасителя о прощении в сем веке и в будущем. Апостол Пётр повествует о проповеди Господа «в темнице духам», «некогда непокорным», а также о «благовествовании, бывшем для мертвых», подразумевая здесь проповедь умершим или святого Иоанна Предтечи (благовестившего во аде сущим Бога, явившегося плотию), или проповедь Христа при сошествии Его во ад (1Пет. 3:18-20; 1Пет. 4:6).
Стоит вспомнить и о том, как Творец относится к Своему творению. Если мы уже находящемуся за гранью этой жизни близкому человеку желаем спасения, то тем более желает того Господь, наш любящий Отец. «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, — как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)?» — говорит свт. Иоанн Златоуст. И в другом месте: «Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?»
Умирающие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с Ней и со всеми остальными Её чадами самое действительное, реальное, живое общение. Архиепископ Афанасий Сахаров пишет, что «богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва — главнейшая сила этого единения». Именно молитва — это тот мост, который ощутимым образом соединяет два мира — материальный и духовный. В этой связи нельзя не упомянуть и о той пользе, которую заупокойная молитва оказывает самому молящемуся.
Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения и, кроме того, в минуты разлучения души с телом совершает над ним молебное пение на исход души. В лице священника Церковь приходит к одру умирающего, прежде всего прилагая усилия, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких.
А если внимательно вслушаться в слова песнопений панихиды или чина погребения, то можно заметить, что большая часть из них обращена именно к живым людям, которые молятся об усопших. Цель этого — напомнить нам, что эта жизнь — временная жизнь, и что мы на этой земле всего лишь «странники и пришельцы».
Мы также молимся о прощении собственных грехов: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием…».
Кроме того, совершая молитву о наших усопших родных и близких и творя милостыню за них, мы выражаем нашу заботу и любовь к ним. Таким образом мы исполняем главную заповедь Спасителя.

Священник Владислав Шестаков