Два человека, о которых говорится в притче, живут разной жизнью. Богач проводит жизнь в роскоши. Он одевается в порфиру и виссон, пышные дорогие одежды, и ежедневно питается изысканными кушаньями, совсем не замечая, что у его ворот лежит нищий Лазарь.
Имя Лазарь является латинским вариантом древнееврейского имени Елеазар, которое можно перевести как «Божия помощь».
Александр Павлович Лопухин пишет: «Имя нищего Христос упоминает с той целью, чтобы показать, что у нищего была только надежда на помощь Божию: люди его бросили у ворот богача».
И этот нищий, покрытый ранами и струпьями, желает всего лишь напитаться крошками, падающими со стола богача, но и это ему недоступно. Никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя этим их заживлению.
После смерти положение их переменилось: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Так обозначалось беспечальное состояние праведников, отошедших из земной жизни.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников. Лазарь заслужил эти "вечные кровы", без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием».
Богач же, строго наказанный за то, что не замечал горя ближнего, был низвергнут в ад, и, находясь в муках, видя вдали Авраама и Лазаря на лоне его, просит: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16, 24).
Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается теперь соразмерно со своими прежними мучениями, так и богач страдает соразмерно со своим прежним беспечным весельем, а между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, которая соответствует нравственной пропасти, разделяющей тех и других.
Познав теперь все безумие прожитой им жизни, богач просит Авраама послать Лазаря предупредить братьев своих, дабы они не следовали примеру его жизни, на что Авраам отвечает: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29). Богач же признается, что только необыкновенное явление умершего может образумить их. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, то всякие другие уверения окажутся напрасными.
Нам же, дорогие братья и сестры, необходимо помнить, что в будущем веке каждый получит воздаяние от Бога соответственно тому, как он прожил на земле. Если богатый тратит состояние только для своего удовольствия, не помогая бедным, не думая о вечной участи своей души, то будет осужден и не получит блаженства в будущей жизни. Те же, которые терпеливо, с кротостью, без ропота переносят страдания и скорби, посылаемые Господом для научения заповедям любви и веры, сострадания друг к другу, наследуют вечную блаженную жизнь в Царствии Небесном.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)