В Неделю 28-ю по Пятидесятнице

17 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина, Божественную литургию в нашем храме возглавил архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний.

Его Высокопреосвященству сослужили: Секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько и ключарь Архиерейского подворья иерей Евгений Коваль, диаконский чин возглавил диакон Димитрий Бровушкин.

Фото: Николай Байда

Святитель Николай Сербский (Велимирович) об исцелении десяти прокаженных

Сегодня поразмышляем над темой благодарности. Из евангельского отрывка мы понимаем, что только один из 10 исцелившихся прокаженных пришел, чтобы поблагодарить Бога. Между тем в нормальных человеческих отношениях за доброе дело принято благодарить, и осознание значимости совершенного пропорционально увеличивает стремление к благодарности. Неблагодарность же называют «черною». Церковь предлагает нам задуматься, чем для нас является Пришествие Господа в мир, как это повлияло на нашу жизнь и как мы можем благодарить Господа. Из Священного Предания мы знаем, что любое, даже скорбное, событие, перенесенное с благодарностью, вменяется нам во спасение: святитель Иоанн Златоуст закончил свою непростую жизнь в ссылке словами «Слава Богу за все». Венцом нашей благодарности Богу является, безусловно, таинство Евхаристии, к которому мы все призваны.
"Так почему же Бог требует от людей благодарности? И почему люди платят ему благодарностью?
Из бесконечной любви Своей к людям требует Бог, чтобы люди Его благодарили. Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего. Лично Богу не нужна наша благодарность, как не нужна Ему и наша молитва. Но все-таки Господь, сказавший: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8) в то же время учит нас, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1)
Итак, хотя Бог не имеет потребности в нашей молитве, Он все же повелевает нам молиться. И хотя Он не имеет потребности в нашей благодарности, он все же требует от нас благодарности, которая по сути является не чем иным, как молитвой, молитвой благодарственной. Ибо благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной.
Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля. Благодарность дает крылья милосердию в мире и освежает всякую добродетель. Впрочем, смертный язык не может даже отдаленно живописать красоту благодарности и уродство неблагодарности так ясно, как они представлены в сегодняшнем Евангельском чтении.