Вселенская родительская (мясопустная) суббота

9 марта, во вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, Божественную литургию в нашем храме возглавил Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Гродненский и Волковысский. Его Высокопреосвященству сослужили: Секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, ключарь храма иерей Евгений Коваль и иерей Илья Гапанович.

Фото: Николай Байда

Установление Вселенской родительской (мясопустной) субботы восходит к апостольским временам, что подтверждает устав Церкви, изложенный в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания. В этот день Церковь молится обо всех умерших православных христианах, прося у Бога милости и оставления их грехов.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Из проповеди "О молитвенном поминовении усопших".
Дорогие братия и сестры, мы с вами веруем, что человек после своей смерти бесследно не исчезает, так как имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. И то, что мы видим умирающим, есть видимое, грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю. Но та невидимая духовная сила, что есть в человеке, называемая душой, не умирает никогда. А поэтому после своей смерти человек продолжает жить, только в другом мире, но с теми же духовными ощущениями и чувствами, с какими он жил в теле, находясь на земле.
Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38), — говорит Спаситель. Имея веру в эту Божественную истину, мы с вами поэтому и призываемся сегодня сообща помолиться за своих усопших, зная, что они слышат нас и, может быть, ждут нашей помощи, потому что неодинакова их участь за гробом...
Нет человека, который бы пожил и не согрешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он и прожил на земле лишь один день. И поэтому в большинстве случаев смерть застает нас неоплатными должниками перед Богом, а между тем за гробом нет уже места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Как же быть тем, кто не удостоен помилования на суде Божием, а, между тем, умер с покаянием и надеждой на спасение? Они могут получить себе помилование по молитвам живых, которые, оставшись на земле, обязаны ходатайствовать перед Богом за умерших, совершая о них поминовение. Это поминовение приносит усопшим великую пользу. Милосердный Господь наши молитвы, милостыни, заупокойные литургии весьма дорого ценит и прощает вольные и невольные грехи преставившихся отец и братий наших. Еще в Ветхом Завете совершалось поминовение по усопшим, и святой пророк Иеремия считает даже окаянными и от лица Божия отверженными тех, по которым не творится поминовение. Святой Иоанн Златоуст говорит, что не напрасно апостолы установили поминать при Бескровной Жертве усопших, ибо они знали величайшую проистекающую отсюда пользу. И Церковь с самых древних времен совершает поминовение усопших.
Может ли кто после этого осмеливаться пренебрегать долгом поминовения их и какая жестокая душа не станет молиться за них Богу, когда от нас зависит улучшить их участь и когда мы знаем, что по нашему нерадению многие покойники могут лишиться вечного блаженства? Поистине поминать умерших — священная и высокая обязанность всех христиан, и мы должны всемерно исполнять ее. Какими средствами можно улучшить положение умерших? Молитва, милостыня и заупокойная литургия. Молитва есть самый естественный и общедоступный способ ходатайства за умерших. Не всякий может подавать милостыню или заказывать заупокойную литургию, а молиться за умерших может всякий: и богатый, и бедный, и притом во всякое время и на всяком месте. Мы можем молиться за усопших и утром, и вечером, и в храме, и дома, в свободное от занятий время и во время работы. Всегда и везде Бог примет нашу молитву, если только она приносится от чистого, любящего сердца и соединяется с верой в Иисуса Христа. Сам Спаситель уверяет нас в этом: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23). И может ли Бог не принять нашей молитвы за умерших и не подать им вечного спасения, когда и за них пролита на Кресте бесценная Кровь Сына Божия, Который для того и приходил на землю, чтобы избавить людей от власти диавола? Принеся Себя в жертву за грехи мира, Он получил власть над всеми живыми и мертвыми и содержит в Своих руках ключи ада и смерти. По Своей благой воле Он может отворять двери ада и выводить оттуда узников точно так же, как может воскрешать из мертвых. Поэтому-то святые апостолы и узаконили молиться за умерших.
После смерти любимых нами родных и близких мы очень часто скорбим, что не смогли доставить им в последние дни их пребывания на земле мира и покоя, что своим невыдержанным характером и необдуманными поступками мы отравили горечью жизнь тех, кто нас любил и кого мы любили. Зачем мы не дали радости, любви нашим близким хотя бы на пороге их смерти? А теперь уже поздно.
Но Церковь нам говорит, что не поздно и мы можем и сейчас примириться с ними и доставить им радость, которой не дали при их жизни. Поэтому-то, дорогие, и нужно молить Владыку живых и мертвых о помиловании усопших, чтобы облегчить их загробную участь. А этого мы можем достигнуть только молитвой, соединенной с милостыней. Пусть же наши сердца, исполненные любви к нашим отшедшим сродникам, проникнутся молитвенным чувством к Богу, пусть души всех молящихся сольются в один молитвенный вопль к Богу о помиловании наших усопших, о прощении им грехов, вольных и невольных, и о вселении их в вечно блаженные райские обители. Пусть они, находясь в потустороннем мире, почувствуют нашу любовь и память о них.