Притча о милосердном самарянине – одна наиболее важных притч Иисуса Христа, ибо она, как молния, озарила божественным светом тьму человеческой жизни, полной вражды и ненависти, превозношения одних над другими. Вражда была законом жизни древнего времени, когда уважали только силу, а о милосердии никто не помышлял.
А Господь дал понять, как надо перестроить жизнь, чтобы наше поведение было спасительным и богоугодным. Он учил, что в основу нашего отношения к людям мы должны положить милосердие и любовь.
Самаряне были для иудеев народом презренным, отверженным, они не считались «ближними». Но Господь Своей божественной притчей заставил законника, спросившего, кто ближний его, самого признать, что именно самарянин был таковым, а не безжалостный иудейский священник и левит.
Вражда и сила в отношениях между людьми и между целыми народами остаются и поныне, через столько лет после Рождества Христова, таким же всеобщим законом поведения, как в ветхозаветные времена. Притча Христова научила истинному пути только тех, кого поразила она как некое божественное откровение, кто принял в сердце свое слово Христово, под конец сказанное книжнику: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37). Лишь немногие, подлинные христиане, поняли все глубокое значение этой притчи. Они, возлюбившие Господа всем сердцем, теперь составляют новый, небывалый пример сообщества людей, объединенных верой во Иисуса Христа, горящих любовью к Нему, руководствующихся в своей жизни Его святыми заповедями.
Я скажу словами великого апостола Павла что в этом новом христианском сообществе нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28). К нему принадлежат люди разных народов, обычаев, разного образования, силы ума. Именно любовь ко Господу объединяет их неразрывными узами, о чем говорит святой апостол Павел в Послании к ефесянам: «Они, прежде бывшие язычниками или иудеями, были далекими, а теперь стали близкими. Кровью Христовой стали близкими. Ибо Он есть мир наш., соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (Еф. 2:12-14)
Много преград воздвигли люди между собой, отгородились одни от других, не хотят знать друг друга. Только тех, кто вместе с ними за их перегородкой, считают близкими, а тех, кто вне, — ненавистными. Господь же упразднил вражду плотью Своей, а закон — учением; Кровью Своею разрушил стены, которые вновь возникают между людьми. Но многие и знать не хотят о разрушении этого средостения, не верят во Христа и ни во что ставят Крест Его.
Вот что иное, неслыханное ранее, принесла миру притча Христова о милосердном самарянине. Ее Господь рассказал нам, желая показать, что в основу нашей жизни, в основу отношений между народами должна быть поставлена доселе неведомая миру норма — милосердие. И только тогда, когда мы примем эту норму, заменив ею старые, забудем вражду и ненависть, только тогда воцарится мир на земле.
Евангельские отношения между людьми так святы потому, что
Иисус Христос заповедал нам быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48). Чем обнаруживается совершенство Отца нашего Небесного? Его любовью, ибо Бог есть любовь (1Ин. 4:8, 16), и милосердием, как о том упомянуто во многих местах Священного Писания. Благ Он, и милосерд, и праведен (Пс. 111:4). Он благ и милосерд (Иоил. 2:13).
И Сам Христос заповедал нам: "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд "(Лк. 6:36). Это главное, чего Он от нас требует. На Страшном Суде Он призовет творивших дела милосердия: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34).
А тем, которые, будучи стяжателями, пребывали в богатстве и не хотели им делиться со страждущими, громогласно повелит: "Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41).
Ведь еще в древности было заповедано то, что и доныне кажется многим недоступным: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". (Мф. 22:39); (Мк. 12:31). Если заповедано, значит, возможно.
Великий святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о милосердии:
«В милосердии находится правда, и правда — в милосердии».
Ведь разве есть правда в том, что мы, имея достаток и даже избыток земных благ, равнодушно смотрим на ближних наших, голодных и раздетых? Только тогда будет правда в сердцах наших, когда обделенные и гонимые будут возбуждать в нас сострадание. Правда в том, чтобы мы любили своих ближних.
Святитель Иоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии царствия небесного». Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу. А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся, услышав, что будет, если не творить дел милосердия?
Будем же помнить всегда эту великую Христову притчу о милосердном самарянине. Будем помнить, что Кровью Своею Он разрушил все преграды между людьми, сделавшими Крест Его своим знамением, а заповеди — законом жизни. Будем помнить и древнюю заповедь закона, данного Богом за тысячи лет до Рождества Христова:
"люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими" (Втор. 6:5); "люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18).
Да оправдаемся милосердием на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и поклонение со Пресвятым Его Отцом и Животворящим Его Духом. Аминь.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)