В этот воскресный день на Божественной литургии звучит евангельский отрывок, который повествует о женщине, страдавшей страшным недугом. Писание просто говорит: ее связал сатана, она наклонилась к земле и в течение 18 лет не могла распрямиться.
Она приходит в день субботний в синагогу, в собрание верующих людей, и Господь эту женщину исцеляет. Но начальник синагоги, который, как мы понимаем, хорошо знал закон Божий, наверное, многому мог научить людей, вдруг с гневом начинает обличать. Но не Христа, Господа нельзя было обличить в нарушении дня субботы, ведь Он совершил явное чудо: эту женщину в синагоге знали, наверное, все, потому что она только ее, скорее всего, и посещала как ближайшую к тому месту, где жила. Но начальник синагоги с гневом налетает на присутствующих там людей и вместо того, чтобы сказать что-то этой женщине или Христу, ко всем обращаясь, говорит: «Вы имеете 6 дней в неделю, в которые можно работать, вот в эти дни и приходите за исцелением, но день субботний нужно хранить».
И Господь обличает этого человека, называет его лицемером, потому что только лицемер, то есть тот, кто примеряет маски, может сыграть эту страшную роль – под прикрытием закона Божия пытаться дать удовлетворение своей зависти, ведь начальник синагоги завидует Христу.
Какое отношение это имеет к нам? Нередко мы в себе улавливаем недовольство тем, что кто-то приходит в храм и буквально кидается к Господу своему, неумело, не зная подчас обрядов, положений, уставов, законов, привычек – всего того, что знаем мы. И нам часто хочется обличить такого человека, сказать ему прямо или косвенно, что он не так что-то делает, что ему нужно было бы поучиться.
Из-за чего это происходит? По всей вероятности, исключительно по одной причине – человек возомнил себя праведником или как минимум очень захотел возомнить себя таковым. Человек, глядя на такого «неумеху», интуитивно чувствует, что сейчас в душе того совершается истинное Богообщение, он со слезами, с покаянием приходит и молитва у него, как огненный столб, доходит до небес. А мы стоим и смотрим с холодным сердцем, потому что понимаем, что в нашей душе не колыхнется ничего, даже за Божественной литургией, когда мы читаем, слушаем какие-то умилительные песнопения, слова молитв, часто железобетонная стена равнодушия накрывает нас. И происходит это по одной простой причине – покаяния мы не имеем, не хотим каяться, избавляться от греха, а самое главное, не знаем, для чего мы это должны сделать.
Посмотрим на второго евангельского персонажа – старая женщина, которая пришла в храм, превозмогая боль, уныние, которое захлестывало ее не год и не два, а, можно сказать, десятилетиями, идет, ползет практически в храм из последних сил. Но она не ноет и не стонет, она приходит в храм, потому что хочет Богообщения. И Господь находит ее, исцеляет ее, прославляет ее, называя «дщерью Авраамовой», то есть тем человеком, который не сомневался в обетовании Божием, которое было дано Аврааму.
Чудо исцеления скорченной женщины помещено в 13-ой главе Евангелия от Луки. Она начинается с призыва Христа к покаянию. Господу скажут о том, что галилеяне, приносящие жертвы, пострадали от Пилата, который уничтожил их во время религиозного обряда. Тогда Христос напомнил апостолам и прочим присутствующим о том, что Силоамская башня упала и раздавила под собой несколько человек. Он сказал: «Не думаете ли, что они были грешнее вас? Но если не покаетесь, все так же погибнете» (см.: Лк. 1, 31-5).
Таким образом, мы можем утверждать: то, что делала женщина, было прямым, непосредственным следствием ее искреннего покаяния, она каялась в своих грехах, она признавала правость Божию в том, что была, видимо, за какой-то свой смертный грех наказана. Но она, превозмогая боль, исповедовала истину того, что случилось с ней, и веру в то, что она будет избавлена от этого недуга.
И здесь мы подходим к самому главному: что такое покаяние? Ведь это не просто очиститься, избавиться от грехов, которые были у меня, стать чистым, святым, праведным, нет. Покаяние – это все то, что встает на пути у меня к реализации в моей жизни истинной и искренней любви к Богу.
И поэтому мы можем сказать, что эта женщина, как никто другой, через слово Божие, которое раздавалось в этой синагоге, через книги Ветхого Завета, как мы их называем, чувствовала глас истинного и любимого ею Бога. Она понимала, что, если не услышит этот глас, ей еще хуже будет. И она шла и получала новые силы, чтобы дальше жить и бороться, и исповедоваться, и каяться, и приобщаться к Богообщению.
Для каждого из нас это очень мощный пример того, как мы должны ценить то, что у нас есть храм, в котором раздается слово Божие, но слово уже воплотившегося Бога, сказанное для нас на понятном языке: если Ветхий Завет – это была тень будущих благ, то Новый Завет – это сам образ Истины.
Мы должны Бога благодарить за то, что это у нас есть, и, вдохновляясь самоотверженным отношением к посещению богослужения, учиться у этой женщины истинно и искренно каяться и спешить в храм. Не лежа на диване говорить: «Господи, помилуй, прости, у меня сегодня насморк, я, к сожалению, изнемог, я не могу идти», – а, вспоминая эту женщину, делать так, чтобы жизнь наша каким-то очевидным образом, не для ближних наших (это и есть лицемерие), а для нас самих проявлялась в том, что мы каемся и стараемся полюбить Господа. Пусть Господь каждому из нас дает силы для этого самого важного в нашей жизни дела! Аминь.
протоиерей Георгий Климов