О званых, призванных и изгнанных

Когда кто-либо имел желание устроить пир, к примеру в честь брака своего сына, он заранее рассылал приглашения, но без указания точного дня и времени. Когда же все было полностью готово, вестники повторно обходили и созывали всех ранее приглашенных.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет, что в этой притче «под образом званых надо понимать народ иудейский, а под слугами царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех, кто встретится, это – призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда Иудеи отвергли апостольскую проповедь. На брак – в Царствие Божие – призываются все: и добрые, и злые, ибо для вступления в него не нужны ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего».
Как мы видим, приглашение царя на пир было отвергнуто в грубой форме. Последствия этого отказа ужасны: Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их (Мф. 22, 7).
И действительно, гибель постигла тех, кто отказался узнать Сына Божия, когда Он пришел в мир. Так, в 70 году город Иерусалим был разрушен до основания, а храм был разграблен и сожжен.
И так как брачный пир готов, а званые не были достойны (Мф. 22, 8), то царь повелевает своим рабам: итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир (Мф. 22, 9). Приглашение Божие было послано людям, которые символизируют язычников, никогда не ожидавших столь милостивого приглашения на пир в Царство Божие. Но Господь ставит определенное условие пребывания на брачном пиру Его возлюбленного Сына – наличие брачной одежды.
Борис Ильич Гладков замечает: «Как на царский пир восточных царей приглашенные могли войти не иначе, как в парадной одежде, предлагаемой им от царя, так и в Царство Небесное можно войти только с чистой душой, в светлом одеянии добра и Божией правды. И как не пожелавшего надеть предложенную ему от царя одежду выгоняют из ярко освещенных палат царского пира за стены его двора, где изгнанного поражает внешняя тьма и где он от ночного холода, стыда и досады скрежещет зубами, так и в Царство Небесное не будет допущен тот, кто свою грязную одежду души не сменит на одежду света».
Завершая рассказ притчи, Спаситель замечает: ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14). И эти слова научают нас тому, что в Царство Христово призывается каждый, кто откликнется на проповедь Евангелия, но входят в это Царство лишь избранные.
Евфимий Зигабен пишет: «Никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, то есть одну только веру во Христа, но, омывшись Крещением, должно одеться также в брачную одежду, то есть быть украшенным и достойным будущего брачного пира. Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, подобно одежде сотканная из добродетелей».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что любовь, милосердие и благодать Божии являются не только даром, но и ответственностью. Именно поэтому, встретившись один раз в своей жизни лицом к лицу со Христом, мы уже не вправе продолжать жить так, как жили до этой встречи. Во время Таинства Крещения священник произносит слова: «Облачается раб Божий в ризу правды!» И эта риза, одежда, символизирует чистоту, святость и добродетель, которую мы обязаны хранить всю нашу жизнь, дабы войти в открытые врата брачного пира Царства Божиего!