Исцеление слуги сотника – это ситуация, которую можно сравнить со жгучей пощечиной, которую дал Христос всем окружавшим его иудеям. Кто такой сотник? Это римский военачальник, то есть представитель оккупационной власти. С религиозной точки зрения, он просто обычный язычник, то есть человек, с которым для еврея не то что нельзя общаться, а категорически запрещено.
И вот этот римский военачальник, человек иной веры, враг народа во всех отношениях, обращается ко Христу с просьбой исцелить своего слугу.
Мы часто встречали в Евангелии, что исцеление происходило при том или ином виде контакта Христа с исцеляемым человеком – будет ли это прикосновение, возложение рук или какое-то, например, помазание глаз, как мы видели в случае с исцелением слепого.
Здесь же ситуация становится совершенно новой. Сотник, выказывая уважение и почтение к еврейскому пророку, говорит: «Тебе не надо идти ко мне домой, но скажи только лишь слово, и мой слуга исцелится».
Услышав такое заявление сотника, Спаситель изумляется: во всем Израиле он не встретил такой веры. Далее Христос говорит: «Истинно говорю вам, многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства будут извержены вон».
Что означают эти слова? Это пророческое свидетельство того, что веру во Христа примут язычники. Как могла такая ситуация произойти, в принципе, что у человека, который находился за пределами подлинной религиозности, вера оказалась крепче и сильнее, чем у самых благочестивых евреев?
Иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей, не требующих доказательств. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь. А показатель того, что огонь есть – теплота.
Помоги же нам, Господи, не забывать возгревать в себе огонь веры, чтобы не оказаться нам некогда посрамленными рядом с теми, у кого этот огонь веры горел вне зависимости от его внешней принадлежности к той или иной вере.
Протоиерей Павел Великанов