Сегодня мы слышали Евангельский рассказ о двух чудесах Христа, совершённых Им в тот же день, в который Он исцелил кровоточивую женщину и воскресил дочь Иаира. Первым из этих двух чудес было чудо исцеления слепых.
Когда Иисус Христос, воскресив дочь Иаира, вышел из его дома, за Ним неотступно следовали два слепца, крича: Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов (Мф. 9:27). Но Господь всё шёл и шёл, как бы не обращая на них внимания, пока не вошёл в дом, чтобы иметь в нём Своё временное пребывание. Слепцы не оставили Его и здесь: они вошли вслед за Ним и приступили к Нему с той же просьбой о помиловании. Они не говорили: «Исцели нас», или: «возврати нам зрение», нет, они просили о помиловании, просили милости и любви Божией к ним. Они были уверены, что Он, всем помогающий, поможет и им в том, в чём они наиболее нуждались, ибо доселе никто из людей не мог оказать им этой милости, и не может оказать и в будущем.
Не видя своими глазами Христа, они уже чувствовали на себе Его божественную любовь и силу и, прося Его о помиловании, всё более и более уверялись, что именно Он может избавить их от страшного недуга. Поэтому Христос и не спешил с их исцелением. А когда пришло время, Он спросил их: веруете ли, что Я смогу это сделать (Мф. 9:28). Они поспешно ответили: Ей, Господи!
«Теперь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – называют Его уже не сыном Давидовым, но, возвышаясь верой, исповедуют Его Владыкой, Господом».
Вера в возможность исцеления так углубила их веру, так сосредоточила их внимание на Христе, что они сами, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – «участвовали в своём исцелении». Ещё ничего не видя, они как бы уже видели глазам своей веры и напряжением зрительных органов своего Спасителя. Прикосновения чудотворящей руки Его к глазам их оказалось достаточным, чтобы они прозрели.
По вере вашей, – сказал им Христос в момент исцеления, – да будет вам (Мф. 9:29). И тотчас открылись глаза их, и они увидели Христа и всю красоту Божьего мира. С необычайной лёгкостью и быстротой совершил Христос это чудо после подготовки почвы в самих слепцах для этого чуда.
Хотя Спаситель и запретил исцелённым разглашать об их исцелении, но они не смогли удержаться: радость их просилась наружу, и от избытка сердца заговорили уста. Они не смогли молчать «не по ослушанию, но по чувству благодарности», – говорит блаженный Феофилакт.
Братия и сестры! Чудо исцеления слепых показывает нам, как чудотворяща и спасительна вера в помощь Божию. Оно, вместе с тем, показывает, как терпеливо и неотступно надо нам взывать к Богу: Помилуй нас. Не просить избавлений от невзгод и исцелений от наших болезней, ибо Господь Сам знает потребности наши, а просить словами слепцов и жены-хананеянки: Помилуй нас. Прося у Господа о помиловании, следует верить, это Господь поможет нам.
Надо смиренно научиться распознавать на себе вспомоществующую руку Божию, хотя бы и в самых малых делах и обстоятельствах нашей жизни. И надо научиться благодарить Господа за всё, что мы ежедневно и ежечасно получаем от Него: за дарованный день, за успехи в труде, за помощь людям, за дар молитвы, за радость жизни, за солнечный луч, озаряющий землю, за цветочки на земле, за звёздочки на небе. За всё, за всё будем благодарить Господа, как просит нас об этом апостол Павел (Сол. 5:18).
Господи Иисусе Христе! Просвети мысленные очеса душ наших, чтобы нам за все благодарить Тебя во вся дни жизни нашей.
Протоиерей Александр Ветелев