Для сегодняшнего праздника Святая Церковь избрала слова апостола Павла из Послания Коринфянам: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. В чём заключается христианство? Чтоб и нам постараться быть спасаемыми. И для этого слово о кресте мы должны обязательно усвоить.
Потому что если будет делать только внешнее поклонение кресту Господню, этого недостаточно. Едешь мимо храма, видишь крест – перекрестился. Велика ли в этом такая трудовая повинность? Да нет, ничего такого сложного нет. Нужно понять, почему для погибающих это слово о кресте есть юродство. Юродство в переводе со славянского на русский – это безумие. Потому что мир, который зеркален к миру духовному, стремится по закону энтропии к своему разложению. Поэтому мы видим, что все цивилизации разлагаются, а потом погибают. Так же, как и тело человеческое – сначала оно растёт, а потом всякие болезни его губят. И так во всём. И нечто подобное происходит и с человеком. Когда он только уверует во Христа, начинает в храм ходить, ему всё очень нравится: молитвы читать, лампадочки зажигать, может быть, даже петь церковные песнопения. Всё это очень человека занимает. Но на самом деле это ещё не есть христианство. Быть воцерковлённым человеком хорошо. Что это значит? Это значит знать язык Церкви: язык иконы, язык архитектуры, язык славянский, язык песнопений, язык Священного Писания, язык, на котором написаны книги житий святых. Это очень и очень полезно, но это не спасает. А вот то, что спасает человека действительно, им отвергается. А почему? А потому что это кажется ему безумием.
Кто любит отца или мать <...>, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня(Мф. 10, 37) – говорит Господь. И большинство людей, которые прилеплены к деточкам, к внучкам, к своим родненьким («моя кровиночка!»), телесны, для них спасение невозможно. Хотя они добрые. Как кошки бывают – и добрые и злые, так же и люди.
Спасается только тот человек, который возьмёт крест на себя и последует за Христом, причём не оборачивается назад. Сказано в Писании: возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Поэтому если сыну, дочери, внуку, правнуку, снохе, зятю, невестке Христос не интересен, для нас их жизнь так же должна остаться без всякого интереса. Конечно, как каждому живому существу, мы сочувствуем, но сделать-то мы ничего не можем. У нас и слов нет, и силы убеждения нет, и пример не можем показать. Поэтому вокруг нас, даже внутри нашей семьи люди живут какой-то своей жизнью, и люди эти весьма весьма нам далеки. И человек начинает переживать. А что переживать? Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Поэтому христианин должен сам себя, всю свою жизнь, друг друга предать Христу Богу, следовать за Христом, неся свой крест. А крестом является не только какое-то наше нездоровье или какие-то нанесённые нам обиды, а крестом является всё, даже наши родичи, если они живут противоположной жизнью. И вот, принять это слово – зависит от нас. Если мы принимаем, то мы спасаемые. Если наши деточки нам дороже и для нас важней, если мы плачем не о своих грехах, а плачем о грехах внучков, то значит мы погибающие.
Господь однажды сказал Своим ученицам, которые Его сопровождали на Голгофу: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе (Лк. 23, 28). А уже во вторую очередь и о чадах ваших (Лк. 23, 28). Вот нам нужно научиться такой любви ко Христу, которая будет превыше всего.
И совсем безумные слова: надо возлюбить свой крест. К тем страданиям от людей, от обстоятельств, от собственного тела, которые мы испытываем, надо относиться как к страданию ради Христа. Если мы это принимаем, если наша жизнь не превращается в одну бесконечную жалобу, близки мы к христианскому устроению. Если не можем ради Христа потерпеть хотя бы какую-то малость, то мы совсем не христиане. Вот это слово о кресте, которое мы должны принять.
Дальше апостол Павел пишет: Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов безумие(Кор. 1, 22). Потому что как можно хотеть страданий? Это совершенно непонятно. Вот я посмотрел интервью с женщинами, которые стоят к мощам святителя Спиридона Тримифунтского. У них спрашивает корреспондент: «А зачем вы стоите?» – «Чтобы всё было хорошо». Чтоб всё было хорошо, чтоб никто не болел, чтобы детки хорошо учились, внуки хорошо слушались – и потом так незаметненько в гроб. И тогда человек счастлив. Только вот гроб тут мешает. Так бы оно так вот жить, не болеть и молодеть. Только человек знает, что гроб-то никак не минуешь. А так – всё. Желание только одно – спокойно, безболезненно подольше пожить. И чтоб все хорошо относились. А то некоторые грубят. Как, собаки, смеют?! Какое они имеют право, даже не понятно. Люди так думают, совершенно забывая, что хулили Христа, издевались над апостолами, сажали в тюрьму наших мучеников. И если почитать протоколы, за что их расстреливали, увидим, что не за что-то, что они сделали худое, нет, а за то, что они жили свято. Это высшая награда, когда кого-то убивают в результате его святости. Вот нам надо это очень глубоко понять. Потому что если мы ходим в церковь для того только, чтобы поминать о здравии, чтоб быть здоровеньким, чтоб ничего не болело, чтоб все нас уважали, надо почитать Писание, где сказано: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6, 26). Это что значит? Это значит, ты человекоугодлив, а не богоугодлив. А перед Богом человекоугодие – это есть мерзость. Вообще, всё, что у людей высоко, перед Богом это низость. Правда Божия отстоит от мнения общественного, как небо от земли. Но мы живём среди людей, поэтому боимся, как бы что кто не сказал. А некоторые даже дошли до такого сумасшествия: «Как бы она что не подумала!» Вот о чём ночи-то не спим! А если она подумает?! А может, она уже думает? Вот несчастье-то! И так во всём. И поэтому мы лишаемся своего спасения. Потому что думаем совершенно не о том. Надо думать не о том что какая-то баба о нас подумает, а о том, что о нас Господь подумает. Наша жизнь должна быть со крестом, во Христе и должна быть путём к Нему.
Поздравляю с сегодняшним замечательным великим праздником! Какое счастье, что равноапостольная царица Елена нашла Крест Господень и воздвигла его, и люди стали поклоняться, и даже были чудеса и исцеления от него, и воскресения. И Церковь сделала это Воздвижение Креста Господня своим двунадесятым праздником – одним из самых важных из всех праздников, как и остальные двунадесятые праздники. Таково благословение Божие от Креста Его всей Церкви.
протоиерей Дмитрий Смирнов