Читаемый сегодня рассказ об исцелении слепорожденного, сопровождается глубоким богословским комментарием. Он является иллюстрацией к теме, на которой акцентирует внимание апостол Иоанн: Господь есть свет миру (Ин. 9:5). И это значит, что Он привел людей в мир для того, чтобы они видели свет и приобщались к нему.
Есть свет, который мы видим, когда поутру встречаем новый день, когда восходит солнце; есть свет, который мы зажигаем в домах, когда за окном наступают сумерки. Но есть и свет нерукотворный – тот Божественный свет, который невозможно возжечь никакими нашими средствами и усилиями, ибо его возжигает Сам Господь. Этот свет, невидимый глазу, узревается очами души. И когда евангелист Иоанн говорит, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:1–5), это означает, что в Боге нет никакого зла, что Бог просвещает каждого человека, пришедшего в мир.
Бог является Творцом как света зримого, так и Источником света вечного, нетварного, который превосходит возможности естественного восприятия и сияет внутри очищенной от греха человеческой души. К этому Божественному свету на протяжении многих веков приобщались подвижники, святители, преподобные – те, кого Господь удостаивал таинственных видений Божественного света.
Святитель Григорий Богослов в IV веке говорил, что светом является не только Бог, но и вся церковная жизнь: любой церковный праздник, каждое Таинство, всякое событие, которое совершается в Церкви. Сама встреча человека с Богом является встречей с Божественным светом. Божественный свет является, по учению Церкви, нетварным – он есть Божественная энергия. Бог является неприступным и недостижимым в Своей сущности, но в Своих энергиях, в Божественных действиях, открывается нам. И Божественный свет, которым Он озаряет сердце человека, есть та энергия, в которой являет Себя Сам Господь.
Господь отверз очи человеку, никогда не видевшему солнечного света, и он вдруг увидел окружающий мир: деревья, солнце, людей. Но в то же время Спаситель отверз и духовные очи этого человека и, встретив его еще раз, спросил, верует ли тот в Сына Божия. Ибо для того человека было недостаточно увидеть только солнечный свет – ему нужно было исцелиться и от духовной слепоты и встретиться лицом к Лицу с тем светом нетварным, каким является Сам Господь. Иисус Христос при второй встрече отверз исцеленному и духовные очи, чтобы тот уверовал, что Исцеливший его есть Сын Божий.
Таинственным и непостижимым образом Господь отверзает очи тысячам и миллионам людей – не только очи телесные (что, конечно, случается крайне редко), но, прежде всего, очи духовные.
Митрополит Иларион (Алфеев)