Всем нам хорошо известная притча и вместе с тем являющаяся одной из самых глубоких и емких по своему содержанию, в каждую эпоху наполняется все новым смыслом. И для нас сейчас, живущих в ХХI веке, эта притча, обращенная к древним временам, имеет очень глубокий смысл, несмотря на то, что рассказывается в ней о совершенно другой стране и совершенно другой эпохе.
Но все то, что исходило из уст Спасителя, было сказано на века, и должно во все времена восприниматься нами, христианами, как указание серьезного переосмысления своей жизни.
На первый взгляд кажется, какое отношение к нам, современным православным христианам, имеет этот рассказ о богатом древнем человеке. Он ходил в порфире и виссоне, пребывал на пирах, окруженный толпами друзей и слуг и нищих. Есть ли у нас с вами порфира и виссон? Есть ли у нас с вами такие богатые застолья? Есть ли у нас с вами возможность иметь слуг? Окружают ли нас нищие, питающиеся крохами с наших столов?
Казалось бы, ничего этого у нас нет. И значит, какое отношение к нам имеет этот рассказ? А между тем, несмотря на то, что мы не одеты в порфиру и виссон и нет около нас одного или нескольких нищих, которые бы питались от крох нашего стола, мы все же можем подвергнуться тому страшному искушению, которому подвергся этот богач.
Ибо не потому он был грешником, что он был богат, но потому он был грешником, что, имея много из того, чего не было у других людей, был равнодушен, был безразличен, был самодоволен.
И мы с вами, дорогие братья и сестры, даже не являясь подчас такими богачами, разве не оказываемся наделенными Господом гораздо большими благами, и духовными и материальными, нежели другие люди, окружающие нас. Если мы внимательно всмотримся в окружающий нас мир, мы увидим, что вокруг нас есть люди, которые, возможно, подобны нищему Лазарю, ожидавшему крох со стола богача, ожидают и от нас способности разделить с ними то, что мы имеем.
Но всегда ли мы отзываемся на эти просьбы? Всегда ли мы оказываемся способными поделиться тем, что у нас есть не только в материальном, но и в духовном плане.
Если мы с вами христиане, то значит, мы работаем, наверное, более добросовестно, чем другие люди. А значит, есть у нас за эту нашу работу, пусть малое, но все-таки воздаяние, которого подчас нет у других людей, которые работают, может быть, менее добросовестно, нежели мы, но у которых действительно не оказывается практически ничего.
Если мы с вами христиане, то, наверное, и в духовном смысле живем благополучней, чем живут другие люди. Может быть, меньше у нас бывает ссор дома, может быть у нас больше остается времени, чтобы подумать о своих грехах и в чем-то исправить себя. Мы духовно подчас оказываемся благополучнее других людей. Но разве свой мир, свой покой, свою христианскую радость мы готовы разделить с теми, у которых нет ничего, даже семейного счастья, даже домашнего уюта и покоя, сочувствия и любви их близких. Увы! Далеко не всегда бывает так.
И вот получается совершенно парадоксальная ситуация. Не будучи богачами, одетыми в порфиру и виссон, мы точно так же, как он равнодушны и безразличны к людям. А между тем, у него так же, как и у нас, было очень ясное указание от Бога, каким ему должно быть.
Для него это был Закон, данный еще Моисеем и пророками. У нас есть нечто большее – закон Христов. Вместе с тем, мы все так же равнодушны. Не живущие в том изобилии, в каком жил богач, мы столь же скаредно делимся подчас с теми, кто ожидает от нас хоть какого-то внимания и участия. А значит, мы так же, как этот богач, можем быть осуждены. Значит, точно так же, как богач, мы можем быть наказаны.
Однако когда мы размышляем над этой притчей, наверное, часто мы говорим о том, что если уж мы и похожи на кого-то, то, наверное, на этого самого бедного Лазаря. Действительно, мы постоянно видим вокруг себя людей, которые живут гораздо более богато, чем мы, которые могли бы помочь нам, оставаясь при этом богатыми людьми, поделившись самым малым, а они не делают этого.
И вот здесь перед нами возникает еще одно искушение. Ведь не потому бедный Лазарь был принят в лоно Авраамово, что он был бедняк. Он был принят в лоно Авраамово, прежде всего потому, что он был исполнен смирения и кротости, что ему была чужда зависть по отношению к этому богачу.
Представьте себе состояние этого человека, который лежал целыми днями, неделями, месяцами, может быть, даже годами среди голодных собак, которые лизали его струпья, ибо он был болен. И при этом он ни разу не исполнился зависти и злобы по отношению к богачу. И вот это его свойство, а не то, что он был беден и болен, делало его праведником.
А мы с вами, дорогие братья и сестры? всегда ли мы с вами оказываемся чужды духу зависти?
Увы! В наше время эта пагубная страсть распространяется, как нельзя более широко. И очень часто мы слышим сейчас, как люди говорят о том, что не должно быть тех, кто богат, что нужно все опять взять и разделить, что те, кто богат, тот плох, а те, кто беден, тот хорош.
Был уже у нас в ХХ веке такой опыт, когда зависть подвигла бедняков на страшное преступление. Когда бедняки решили, что они праведны, просто потому, что они бедняки. И тот же самый соблазн стоит перед многими из нас сейчас.
Да, мы православные христиане, большей частью являемся сейчас одной из наименее обеспеченных частей нашего общества. Мы иногда оказываемся даже в худших условиях, чем живут те, кто не верует во Христа, кто подчас может быть, попирает Христа и словом и жизнью.
Но если мы христиане, то мы должны, даже пребывая в бедности, сохранять то высокое достоинство христианина, которое было уже у этого бедняка Лазаря, жившего еще до Христа. И это достоинство заключается в том, чтобы нести бремя своей бедности с осознанием того, что это дается нам от Бога, и что в этом качестве мы должны оставаться христианами, должны оставаться достойными людьми.
И один из самых страшных соблазнов, которым дьявол искушает бедного человека во все времена, является соблазн зависти. Когда люди завидуют не только богатству других людей, но их талантам, их нравственной добродетели.
Увы! В церковной среде бывает и этот вид зависти весьма распространенным. Вместо того, чтобы радоваться добродетели нашего брата или сестры, мы исполняемся зависти и неприязни к нему за то, что он лучше нас. И дело здесь не в богатстве или бедности, а дело в том, что очень трудно сознавать свою немощь.
Так вот, дорогие братья и сестры. Эта притча оказывается актуальной на все времена. И сейчас мы должны задуматься над тем, чтобы, не будучи богачами, мы могли исполниться сочувствия и сострадания к ближнему, поделиться тем, что у нас есть. Мы должны задуматься над тем, что, может быть, будучи бедняками, хотя и не такими, наверное, как Лазарь, мы все равно не должны исполняться зависти и ненависти к тем, у кого есть что-то, чего нет у нас.
И каждый день, каждый час жизнь испытывает нас в подобного рода искушениях. И каждый час мы должны быть готовы к тому, чтобы по-христиански отозваться на эти искушения и преодолеть их с достоинством христианина. Это очень трудно.
Настолько трудно, что, как повествует сегодняшняя притча, богач стал просить Авраама о совершении чуда, о том, чтобы Лазарь был послан в этот мир, воскрес из мертвых и предупредил его братьев, что нельзя так жить, как живут они. И были сказаны слова, очень значимые для всех нас, христиан, живущих сегодня. Слова о том, что тот самый закон, который дает нам Бог, указывает, как нам жить.
Тогда был закон Ветхого Завета. У нас сейчас с вами – закон Христов, отныне и до века, пребывающий в этом мире, как путеводная звезда для каждого человека. И если мы, христиане, не будем исполнять свой Христов закон, то даже если в нашей жизни будут совершаться чудеса и будут приходить мертвые, чтобы указать нам, как нужно жить, мы не послушаем их, ибо мы не слушаем Христа, не исполняем Его закон, Его заповеди.
Будем же верны Христу, дорогие братья и сестры, и тогда итогом нашей, наверное, скорбной, наверное, трудной земной жизни будет великая радость пребывания не просто с ветхозаветными праведниками, как это было у бедного Лазаря, но великая радость пребывания со Христом в этом мире и в мире ином. Аминь.
протоиерей Георгий Митрофанов