В воскресенье 18 октября в клубе православного общения состоялась встреча, ставившая задачей открыть для ее участников неповторимый мир Пятикнижия Моисея, т.е. первых пяти книг Ветхого Завета (она же Тора у иудеев). В начале встречи было предложено освежить в памяти материал прошлой беседы о Библии как "Книге Книг", а затем плавно перейти к непосредственному знакомству с законодательными книгами Ветхого Завета.
Присутствующим было интересно узнать как звучат названия первых пяти книг Библии на древнееврейском языке, и что они также входят и в состав еврейской Библии, наряду с "Пророками" ("Невиим") и "Писаниями" ("Кетувим").
Заинтересовал собравшихся и вопрос об авторстве Пятикнижия. Писания - главная часть Предания. Даже Евангелия были не сразу написаны, а появились в письменном виде спустя десятилетия после Воскресения Христова. До этого они жили в сердцах людей-очевидцев, возможно видоизменяясь со временем и дополняясь новой интерпретацией событий. Несложно предположить, что подобным путем последовало и Пятикнижие Моисея. Конечно, ядром событий и главным действующим лицом 4-х из 5-ти книг был пророк Моисей, но вполне возможно предположить о дополнениях иного авторства. С свете вопроса об авторстве Пятикнижия участникам клуба была предложена для ознакомления т.н. "документальная теория (гипотезой)". Эта теория предполагает несколько источников текстов и соответственно несколько авторов. Но каждый источник и автор открывает какую-то свою грань Истины и Церковь принимает все эти рассказы в их единстве.
В последнем блоке слушателям было предложено вспомнить основное содержание, стилистические особенности обсуждаемых в беседе книг, определить значение и место каждой из них в составе как Ветхого Завета в отдельности, так и всей Библии в целом.
Беседа получилась плодотворной и зародила желание перечитать книги Пятикнижия более внимательно.
Диакон Сергий Пучек