«Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?» - это покаянный плач Церкви. Плачем ли мы вместе со всей Церковью - необязательно теми слезами, которые текут по щекам, а тем внутренним плачем, незримыми слезами, которые, как говорят святые отцы, дороже всего? Мы слышим в этом покаянном каноне, во всех псалмах самое дивное - что Сам Господь плачет. Если Он плакал о Иерусалиме, тем горше плачет о Церкви, которую Он создал как дом молитвы и которую мы превращаем в вертеп разбойников. Господь видит нераскаянных детей Божиих, и это страдание для Господа, Который все совершил для нас, когда сказал на Кресте «Совершилось!» И эта нераскаянность страшна. Господь снова наготует и алчет, и жаждет, и приходит к нам, и ищет, не находя плодов в Своем винограднике.
Он ждет от нас не просто слов покаяния, а плодов достойных покаяния. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Какое страшное время наступает! Если раньше люди приходили и каялись, то в корне менялась их жизнь. А теперь приходят, и каются, и даже плачут, и потом как ни в чем не бывало возвращаются к своим прежним грехам, к самым позорным грехам. Такую силу возымел грех над людьми, так господствует в мире диавол».
В конце Поста, на Страстной седмице во вторник, Церковь будет воспоминать Евангелие о бесплодной смоковнице, а в среду Страстной седмицы говорить о блуднице, которая с плачем предстоит пред Господом, идущим на смерть. И вся Церковь должна быть тогда этой блудницей, вся Церковь погибающая, Церковь кающаяся, которую Христос делает Девой непорочной, Невестой Своей, омывая ее слезами покаяния, а более всего кровавыми слезами, которыми Он молился за нас в Гефсимании.
Эта первая седмица Великого поста называется Чистой, а завершится он Страстной седмицей. Не может наступить для нас реально Страстная седмица без Чистой. Но только Страстная седмица может сделать эту Чистую седмицу по-настоящему чистой.
Это дар Господень, дар благодати - покаяние и видение своих грехов. Мы стоим здесь - в самом начале Поста. И есть некоторые из стоящих здесь, которые уже, по слову Христову, вкусили сугубую Божию благодать, прежде чем они увидят смерть. Есть и такие, которым Господь еще этого не дал, но все без исключения мы увидели и узнали, и уверовали, что единственная правда - в том, что говорит Христос, к чему неодолимо влечется душа человеческая. Будем молить Господа, чтобы Он дал нам каплю благодати, чтобы в свете ее мы увидели весь ужас нашей жизни. И поняли то, что вокруг нас происходит.
Без благодати Божией жизнь любого человека бесплодна. Какими бы добрыми делами ни украшалась душа, она блудница без благодати Божией. Без благодати Божией самый лучший из нас - тот дом, который подметен и украшен, и никем не занят. И скоро будет для человека последнее горше первого, если не вселится в душу Тот, Кто всегда должен жить в ней. Поэтому мы молим Господа об этой милости. И сознаем одновременно, в чем заключается наш самый главный грех - о чем больше всего плачет Господь и о чем должны мы больше всего печалиться.
Сколько раз многим из нас открывал Господь Свою благодать - ведь не первый же раз мы вступили в Пост! Сколько раз мы каялись перед Господом и был и близки к отчаянию, видя свою греховность. И Господь снова внезапно утешал нас Своей милостью. Это повторялось из года в год - от Поста к Посту, от Пасхи к Пасхе. А иногда Господь оставлял душу, чтобы она увидела, как жизнь бессмысленна, пуста и страшна, когда Его нет рядом. И потом, как бы жалея эту душу, видя, что она мучается и терзается, и кается перед Господом, снова утешал ее. И снова мы отступали от Христа, попирая Его заповеди.
Но вот слово Господне, которое может прозвучать как приговор над многими из нас этим Великим постом: «Лучше бы им не познать благодати, чем возвратиться назад». Господь открывает нам тайну, почему не всем людям открыта вера, почему не все причастились сугубой благодати, почему мы можем отойти от Пасхи Христовой с посрамленным лицом - не только в этом году, но и навеки.
Лучше бы не познать благодати Божией, лучше бы не узнать истинного пути Господня, чем отступить от него. Если бы мы не знали этого истинного пути Христова, тогда не было бы осуждения над нами за то, что мы следуем другому пути. Но поскольку мы узнали этот путь, и тем не менее снова сознательно и свободно избираем грех, то мы согрешаем уже вместе с диаволом против света Христова. Лучше бы нам не познать благодати и истины, потому что это знание может стать для нас вечным осуждением.
Именно в этом и заключается «тайна беззакония» в Церкви. Когда люди узнают Христа и все равно предпочитают падение в глубины греха, чем трудное восхождение к Его добродетелям. Но неужели такое на самом деле возможно, чтобы узнавший красоту Христову, Его благодать, как пес возвращался на свою блевотину? Или как вымытая свинья снова желал валяться в грязи? Будем молиться, чтобы наше покаяние стало глубоким изменением жизни, не только на время Поста, а навсегда. Как это было у преподобной Марии Египетской, к которой мы обращаемся со своими молитвами с самого начала Поста.
Вот главное значение Поста - чтобы мы наконец на самом деле услышали слова Христовы: «Будьте святы, как Я свят». Чтобы мы наконец исполнились той решимости, о которой говорит преподобный Серафим Саровский, как о главном признаке христианской жизни. Той решимости, о которой мы с легкостью, не задумываясь, говорим, но не можем ее достигнуть, пока Господь не даст нам Своей благодати. И будем молить, чтобы еще раз Господь открыл нам, что значат наши молитвы, для чего нам дан Великий пост, для чего мы живем. Чтобы не оказалась обманутой наша душа, чтобы не победил диавол, а победил Господь.
Протоиерей Александр Шаргунов