Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня.
Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост.
То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: "Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад" (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь.
Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих..." (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: "Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас" (Ис. 1, 20). Народ наш "не покаялся слезами", как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность "покаяния кровью".
Но и это покаяние, как мы видим сегодня, еще не уврачевало наш народ. Святой пророк Исаия предупреждает, что Господь отнимет от избранного народа храброго вождя и воина, и судью, и пророка, и прозорливца, и старца. И мудрого художника, и искусного в слове отнимет Господь и даст в начальники отроков, так что над этим народом будут господствовать дети. Он говорит о том, что каждый будет угнетаем и унижаем от другого, и юноши будут нагло превозноситься над стариками, а простолюдины возвышаться над благородными людьми. И наступит горькое запустение всей земли.
Святой пророк предупреждает нас о том, что мы ответственны за все дары, которые дает нам Господь. Он говорит, что Господь воспитал и возвысил сыновей своих. Конечно же, это особое воспитание от Господа получили православные люди. И сыновья эти, воспитанные и возвышенные Богом, оставили своего Господа и возмутились против Него. Как это может быть, если даже "вол знает владетеля своего, а осел ясли господина своего"? "А народ Мой не знает Меня, народ мой не разумеет Господа своего!" - говорит Господь.
Увы, народ грешный, народ беззаконный отвернулся от своего Господа и возвратился вспять. И звучит горькое и праведное слово пророка о карах, которые следуют за это отступление избранному народу: "Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими" (Ис. 1, 57).
Господь много дал нашей русской земле, ожидая от нее, что она умножит свой спасительный талант Православной веры и будет благоуханным светильником всему миру. И что же Он находит? "Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре" (Ис. 1, 9).
И мы знаем, что сегодня на нашей земле указом высшего начальства узаконено, нормализировано содомское растление и гоморрские преступления. Что может быть драгоценнее, чем строительство храмов Господних, но самое страшное - осквернение святыни. "И Я скажу вам, - говорит Господь, - Я скажу вам, князья Содомские, Я обращусь к вам, народ Гоморрский... Праздничных собраний ваших не могу терпеть. Беззаконие - и празднование! Праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня. Мне тяжело их переносить. И когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я не принимаю ваших молитв. Я закрываю очи Свои. Очиститесь и омойтесь, отымите лукавство от душ ваших, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Спасите угнетенного и обиженного, защитите вдову, заступитесь за сироту, и только потом будете говорить о покаянии".
"И тогда придите - и рассудим", - говорит Господь. "Если попирается самая простая правда, очевидная всякому разуму и совести человеческой, о каком покаянии вы можете говорить? - возвещает Господь. - Если вы покаетесь, если исполните то, что Я говорю, то будете вкушать блага земли. Если не покаетесь, то "меч пожрет вас" (Ис. 1, 20)".
Что ждет наш народ? В книге ветхозаветных пророчеств Исаия возвышает свой голос вдохновенною песнею о винограднике Господнем, насажденном Им на вершине утучненной горы. Господь обнес его оградою, очистил от камней и насадил в нем отборные виноградные лозы. Построил в нем башню и выкопал точило, ожидая, что этот виноградник принесет добрые плоды. Но он принес дикие ягоды.
И народ наш, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие проповедники, - тот самый виноградник, который насадил Господь, украсив его чистотою Православной веры и укрепив могуществом Царя - помазанника Божия. Господь даровал нашему народу широту и обилие всяких талантов, а землю наделил богатством и ждал, что этот виноградник принесет "добрые грозды". Но он принес только дикие ягоды.
"Придите - и рассудим, - обращается Господь ко Святому Иерусалиму, ко всей Церкви небесной. Придите и рассудите Меня с виноградником Моим. Может, Я что-нибудь не дал этим людям? Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Но за то, что не принес Мой виноградник добрых плодов, Я отниму у него ограду, и он будет опустошаем; разрушу стены его, и он будет попираем. И за то, что совершили с наследием Моим, Я оставлю его в таком запустении, что только волчцы и терние будут произрастать на этой земле".
Господь говорит не только об оскудении материальном: о том, что опустеют наши поля и остановятся заводы. Он говорит о большем: о духовном состоянии народа. И как будто о сегодняшних "новых русских" эти слова: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселились на земле" (Ис. 5, 8).
И как будто о сегодняшних растлителях народа, с помощью телевидения каждый день входящих во все дома, сказаны эти слова: "Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло" (Ис. 3, 9).
И как будто обо всем нашем народе другие Его слова: "Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином" (Ис. 5, 11). "За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, - говорит нам сегодня Господь словами пророка Исаии, - и... будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою" (Ис. 5, 13). За беззакония свои и за отступление от Православной веры будет побежден народ. И с ним случится бесконечно горшее, потому что преисподняя широко раскрыла свою пасть и готова принять всех, отступающих от Господа: "И сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их" (Ис. 5, 14).
"Какое может быть покаяние, - говорит Господь, - если здесь добро называют злом и зло называют добром, и тьму почитают светом и свет тьмою, и сладкое почитают горьким и горькое сладким! И говорят, что они мудры в глазах своих и разумны перед самими собою!"
Вот что стало с нами: повсюду беззаконие, растление, ложь; и хуже всего, что те, кто совершают грех, отказываются признать это грехом, оправдывая себя. Все дал Господь нашему народу: всю любовь и всю благодать, и в эти дни Поста, как никогда, Он всех зовет к вере и покаянию и всех хочет напитать Собою, Своим Пречистым Телом и Кровию - Лоза живая, Которая одна может оживить засыхающие ветви человеческого рода.