В этом безрадостном мире, давно потерявшем первую радость свою, вновь открывается ни с чем не сравнимая радость: вся жизнь осияна радостью Благовещения, и само Благовещение соткано из одного слова: радость. Архангел Гавриил входит к Деве Марии и говорит: Радуйся, Благодатная! Самое первое слово Благовещения — Радуйся, и эта радость растет, как весенний свет, распространяется до пределов земли, до скончания века, и ничто не может удержать ее. Иоанн Предтеча возрадовался во чреве Елизаветы и Сама Пречистая Дева, восходя от радости к радости, восклицает: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем! Я возвещаю вам великую радость, — говорит ангел вифлеемским пастухам, — и не только радость, которая будет вам, но которая будет всем людям.
Царство Божие, благовещение о нем, подобно сокровищу, скрытому на поле, которое человек находит. Он вновь его скрывает, и от радости идет и продает все, что имеет, чтобы купить поле. Не потому продает, что надо просто все продать, а от радости, оттого, что стоит почти что даром то, что никакими богатствами мира невозможно оплатить. Вся наша вера, наше христианство — двойной сверкающий поток радости, которая идет от Бога к человеку, и которая поднимается от человека к Богу, — Бог, Который возрадовался об овце заблудшей, об обретенной драхме, о возвращении блудного сына; человек, который радуется, что нашел сокровище в поле. И в этой радости люди нуждаются сегодня больше всего на свете. В день Благовещения — радость для всех. Как бы ни были мы недостойны, Он не стыдится называть нас братьями, как говорит сегодня апостол Павел. Но кто постыдится Господа в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Он постыдится.
Праздник Благовещения — в том, что исполняются все драгоценные обетования, и мы становимся причастниками Божественного естества. Страх и смерть, вся тьма исчезает от этого света. Поскольку мы причастны плоти и крови, Он приходит воспринять плоть и кровь, и стать человеком. До конца человеком, до смерти, и Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. Мы знаем, что смертью Христовой диавол уже побежден, лишен силы, которую он, человекоубийца от начала, имеет только там, где царство греха и смерти. Там, где нет греха и смерти, он бессилен, как тот левиафан, как говорит книга Иова, которого каждый может связать для своих деток, и забавляться им, как птичкой. Но там, где грех, страхом смерти диавол доныне терроризирует весь род человеческий, и через всю жизнь держит в рабстве и подчинении всех. И ищет на земле таких слуг, которые могли бы осуществлять свою власть и контроль над людьми через грех и страх смерти. И проповедь этой ложной радости греха, за которой тотчас следуют горе, и ужас, и смерть, и власть тьмы есть анти-благовест, анти-благовещение, уготовляющее приход антихриста. Не через телевидение только и другие средства массовой информации идет сатанинское зловестие, а просто через людей — через общение отравленных ложью людей, образующих все новые дурные сообщества, которые всюду развращают добрые нравы. Радость Благовещения — Бог стал человеком, чтобы человек мог по дару непостижимому стать богом. Антиблаговещение — в том, чтобы превратить человека в скота или беса.
Каждый день мы друг для друга — вестники либо радости вечной, либо скорби вечной. Мы должны быть благою вестью для мира, Христовым письмом, как говорит апостол Павел, чтобы те, которые неспособны прочесть Евангелие, глядя на нашу жизнь, могли разобрать хоть полслова из того, что им хочет сказать Христос. Это может дорого нам стоить, но для чего же писалом Духа, как говорит святой Кирилл Александрийский, написал на наших сердцах нестираемую ничем правду Господь? Чудесная радость, которую приняла Божия Матерь в Благовещении, означала одновременно оружие скорби, которое пройдет ее душу, когда Она увидит Своего Божественного Сына висящим на кресте. И мы, христиане, род избранный, как свидетельствует Писание, избраны Богом, отмечены небесной радостью, не для того, чтобы мы могли в сладостном переживании хранить ее для себя, но для служения, которое требует отдачи всего себя. И потому скорби и испытания нашей жизни должны быть не тем, что является поводом для уныния и ропота: я исполнен утешения и преизобилую радостью, при всей скорби нашей, — говорит апостол Павел. Он преизобилует радостью, потому что он от Бога получил эти скорби. И мы должны не только содрогаться от ужаса и омерзения при виде зла, окружающего нас в мире, но радоваться и благодарить Бога, что нам дано жить в эти страшные годы. Эти скорби, этот крест — наша слава. Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь! — обращается к Церкви Христовой апостол Павел. Это звучит, как архангельский глас: Вопием Ти, Чистая, радуйся, Благодатная, или как Ангел вопияше Благодатней: радуйся, и паки реку: радуйся! Много скорбей, но пусть ваша радость будет известна всем людям. Пусть эта кротость, это благоволение, это мужество, этот мир сердца, будет источником истинного общения со всеми людьми для каждого из нас.
И снова, и снова говорит нам Церковь: радуйтесь, Господь близко! Оттого, что близко Господь, и ближе всего — когда скорби, радуйтесь! И это снова звучит, как радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Радуйтесь всегда, непрестанно молитесь, за все благодарите: сия есть воля Божия о вас во Христе Иисусе. Воля Божия — радость. Крест, данный в радости Благовещения, и крест принятый: се, раба Господня. Без креста не может быть радости, и эта радость — для всех: се бо, прииде крестом радость всему миру. Благовещение — заря Пасхи. Молитвами Богородицы дай Господь нам в подлинном смирении, в крестном служении и людям, и Богу, обрести единственно подлинную радость — войти в радость Господа своего в Пасхе Его.
Протоиерей Александр Шаргунов