В последний, великий, день праздника кущей при чтении закона и при совершении особых обрядов иудеи вспоминали все величайшие события народной жизни. Торжественным шествием они вступали в храм, что служило воспоминанием вступления в землю обетованную. По окончании утренней жертвы в храме народ со священником шел из храма к Силоамскому источнику. Там священник наполнял золотой сосуд водой и при радостных криках толпы, звуках труб и кимвалов относил его в храм, восходя с ним к жертвеннику всесожжения. Совершая жертву возлияния, священник выливал из сосуда воду.
Этот обряд был установлен в воспоминание того события, как странствовавшие в безводной пустыне иудеи изнемогали от жажды, а Моисей, по повелению Божию, поднял руку, ударил жезлом своим в скалу и извлек из нее источник воды.
Уподобляя каждого верующего в Него скале, источающей воду, Спаситель говорит об озарении верующих благодатью Святого Духа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго (Ин. 7, 38–39).
Всякий верующий во Христа сам станет источником благодати, которая будет утолять духовную жажду всех ищущих спасения. Свершилось же все это лишь после Вознесения Спасителя, в день Пятидесятницы.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «С того времени вошел Дух Святой в мир, иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равнославный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. Иисус Христос, совершив дело спасения человеческого рода, – через Свое воплощение и житие на земле, через Свою проповедь, бесчисленные чудеса, благодеяния страждущим, через страдания, смерть и Воскресение из мертвых, – вознесся на небеса к Отцу и вместо Себя послал от Отца Духа-Бога, да устрояет Он дело спасения человеческого, ибо три лица в Боге единодушных и нераздельных, и каждое равно участвует в спасении человеческого рода».
Одним из главных событий на празднике кущей было напоминание о том, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь иудеям и привел их в землю обетованную. То был свет, руководивший одним только иудейским народом и направлявший его к лучшей, чем в Египте, земной жизни.
Христос же пришел указать не одним иудеям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни, а потому обратился к слушающим Его людям со словами: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «…Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель Божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что свет жизни исходит от жизнеподательного источника Пресвятой Троицы. Лишь будучи послушными небесной мудрости Отца и Сына и Святого Духа, мы можем войти в славу Бога, уготованную любящим Его прежде создания мира. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)