8 января в нашем храме совершена соборная Божественная литургия, которую возглавил настоятель прихода протоиерей Анатолий Ненартович. В этот день установлены Евангельские чтения Субботы по Рождестве Христовом и Собора Пресвятой Богородицы.
После ухода волхвов ангел Господень, явившись во сне Иосифу Обручнику, повелел ему, взяв Богомладенца и Пречистую Деву, бежать в Египет, что Иосиф и исполнил, отправившись туда ночью. В Египте проживало немало иудеев; у них были свои синагоги, куда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности.
Ирод же, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался (Мф. 2, 16). Узнав от волхвов, что звезда явилась им больше года назад, он сделал вывод, что Младенец теперь если и старше года, то моложе двух лет, а потому издал жестокий указ избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его (Мф. 2, 16) в расчете, что в числе их окажется и родившийся Царь мира.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «В избиении младенцев святой евангелист видит исполнение пророчества Иеремии: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание (Иер. 31, 15). В этих словах пророк Иеремия описывает бедствия и скорбь иудейского народа, отводимого в вавилонский плен и собранного предварительно в Раме, небольшом городке на севере от Иерусалима. Пророк Иеремия, очевидец этого события, изображает его как плач праматери Рахиль о чадах своих, отводимых на смерть».
У нас нет точных данных о том, сколько времени святое семейство прожило в Египте, но ясно и определенно указано, что в землю Израилеву они вернулись вскоре после смерти Ирода Великого. Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20).
В Израиле Иосиф, видимо, решил поселиться в Вифлееме, где, как ему казалось, должен был воспитываться сын Давидов – будущий Мессия-Христос. Но когда Иосиф услышал, что в Иудее воцарился самый худший из сыновей Ирода, Архелай, жестокий подобно отцу, то убоялся туда идти и, получив во сне новое откровение, направился в пределы Галилеи, где и поселился в городе Назарете, в котором он прежде жил.
В этом евангелист Матфей видит исполнение пророчества: да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 23). По мнению епископа Михаила (Лузина), евангелист не указывает в частности ни на одно пророчество, но имеет в виду общий характер пророчеств об уничиженном состоянии Христа. Под «назореем» евангелист подразумевает жителя города Назарета. Сам город располагался на перепутье многих дорог, пропуская через свои ворота очень разных людей. Жители же самого Назарета были людьми простыми, зачастую малообразованными по сравнению с жителями других крупных городов Иудеи, поэтому и отношение к ним было весьма пренебрежительным.
Присутствие Спасителя оказало бы честь любому уголку земли. Но Он прошел мимо богатых домов, царских чертогов и знаменитых центров учености, чтобы поселиться в незаметном, маленьком, провинциальном и даже презираемом Назарете, где Он мог соприкоснуться с жизнью простого человека.
В этот день, когда мы продолжаем воспоминать события Рождества Христова, каждый из нас, какой бы властью не был наделен и какое бы положение не занимал, имеет возможность разделить со Спасителем это торжество. Ведь Господь готов делиться с каждым человеком радостью своего Рождения в этот мир, озаряя нас Своим Божественным Светом, являя нам образ чистого смирения и всесовершенной любви, а также призывая нас делиться этой радостью с окружающими нас людьми. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)