19 марта в нашем храме проведено первое в этом Великом посту Таинство Соборования. В Православном Катехизисе сказано: «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Наши немощи и телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу.
Источники телесных болезней, по христианскому воззрению, заключаются в грехе, и первое предсказание о болезнях услышала наша праматерь Ева после грехопадения: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16). Связь телесной болезни с греховностью явно просматривается в Евангелии. Сам Спаситель указывает на это: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо, - пишет евангелист Марк, - Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3-5). И как мы знаем, после этого расслабленный получил исцеление.
Затем Спаситель послал апостолов, и они «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13).
Апостол Иаков более точно раскрывает это таинство, указывая совершителей его: «Болен ли кто из вас, - говорит он, - пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Мы не должны думать, что все болезни без исключений есть непосредственно следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующих душ.
Из Библии мы знаем о болезни Иова, а также слепце, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). И всё же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.
Общеизвестно, что смерти предшествует умирание: наше тело под воздействием болезней и старения начинает распадаться еще при жизни. Современное секулярное сознание признает физическое здоровье единственно нормальным состоянием человека; с болезнями же не без успеха борется современная медицина. Лучшее достижение современной медицины - лекарства, больницы с новейшим оборудованием служат для того, чтобы как можно дальше отодвинуть границу здоровья и жизнь – смерть. Однако тут над каждым человеком звучит фраза «медицина бессильна».
В христианстве болезнь рассматривается как более «нормальное», более «естественное» состояние человека чем здоровье, ибо в этом мире смертной и изменчивой материи страдания, скорбь и болезнь – обычные условия жизни. Больница, лекарства и медицинское обслуживание, безусловно, нужны, но только как исполнение христианского долга милосердия.
Здоровье и исцеление с религиозной точки зрения рассматриваются как милость Божия, а настоящее исцеление – следствие чуда, хотя бы и совершившееся посредством человеческого участия. Чудо это совершается Богом, причем не потому, что физическое здоровье – высшее благо, но потому, что это явление Божественной силы и всемогущества, которое возвращает человека обратно Богу.
В народе иногда бытует мнение, что таинство Елеосвящения – это чуть ли не «один из последних обрядов», открывающий человеку безопасный переход в вечность.
Елеосвящение – таинство исцеления, потому что его цель и исполнение в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в «радость и мир» Святого Духа. Во Христе и через Него всё в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание стали путем, вхождением в эту Новую Жизнь, ибо проникнуты в сознании верующего её ожиданием и предчувствием. Когда мы хотим пригласить священников или одного священника к одру болящего нашего родственника или знакомого, мы должны сами знать и по возможности больному объяснить, что в Елеосвящении Церковь приходит к одру болящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала возможность. Церковь приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа. Она приходит не только для того, чтобы утешить его в страданиях, не только для того чтобы помочь ему, нет – главным образом Церковь приходит для того, чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страстях, чтобы и он увидел небеса отверстые и Сына Человеческого одесную Бога Отца.
В нашем падшем мире всегда будут страдания, хотя бы и сведенные до минимума усилиями человеческого разума, однако Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28); и призывает: «мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 11, 33). В страданиях Богочеловека в сем мире не только обрели смысл всё человеческие страдания, но больше – оно стало знамением, таинством, провозвещением, пришествием победы. Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо «Христос воскрес, и жизнь воцарилась».
В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскресшую жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил её Собой, Своей Любовью и Светом.
В таинстве Соборования употребляется вещество – елей. Как известно, елей занимает в природе особое место, обладая целым набором особых свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ и горюч. При этом он не похож на воду: легче её и потому никогда елей не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь питается елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, и утоляющим страдания образом.
В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но, освобождаясь, восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом.
Елеем помазывали и смягчали раны и в древности. Но это помазание не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. Святитель Симеон, архиепископ Солунский говорит: «Елей – образ Божия милосердия и сострадания».
Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: ещё на земле или по разлучение души с телом. Помазанный святым елеем, христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками.
При таинстве Соборования употребляется также и пшеница, она знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение.
При этом таинстве употребляется и вино. Значение вина можно вывести из притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении которого «правда и мир облобызается» (Пс. 84, 11), соединяет вино и елей для врачевания нас от греха и последствий его.
Таинство Соборования совершается не только над больным, но и физически здоровым, но испытывающим такие состояния, как скорбь, уныние, отчаяние - причиной которых могут быть грехи нераскаянные.