С приходом Великого поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад. Так, на протяжении поста четырежды (по количеству евангелистов) совершается в наших храмах Пассия.
По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Когда мы с благоговейным вниманием слушаем евангельские повествования о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сердце наше наполняется чувствами любви и благодарности Тому, Кто, «нас ради человек и нашего ради спасения», «будучи Образом Божиим ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6, 8).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). А Он, исполняя волю Своего Небесного Отца, «не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши» (Послание к Диогену, 9). Испив чашу безмерных страданий, Он умер на древе Крестном, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).
Научая Своих слушателей закону высшей нравственности, Господь говорил им: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас« (Мф. 5:44). И все это Он исполнил Сам, и исполнил в такой совершенной степени, что с Его искупительной жертвой не может сравниться никакой, даже самый высокий и самый благородный по обычным человеческим понятиям подвиг.
Евангелисты сообщают нам, что смерть невинного Божественного Страдальца вызвала потрясение и в неодушевленной природе, и в человеческих сердцах, не до конца омраченных жестокостью и злобой и не утративших еще способности к раскаянию и состраданию. »От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого« (Мф. 27:45). В самый же момент смерти Господа »земля потряслась; и камни расселись« (Мф. 27:51). Пораженный происходившим сотник исповедал, что Распятый был праведник и воистину Сын Божий (Лк. 23:47; Мф. 27:54). А народ, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк. 23:48).
Вдохновенный песнописец так говорит нам об этих физических потрясениях и нравственных переживаниях: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висяща, Христе: солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся; вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе» (Стих. на «Господи, воззвах» 1-я в Пяток вечера Страстной седмицы).
Мы уже останавливались на сохраненных в евангельских повествованиях подробностях, в которых изображены поступки и поведение людей, бывших участниками или свидетелями событий, происшедших в те дни и часы, и которые побуждают нас оглянуться на самих себя, на собственное поведение и поступки.
Приблизимся теперь мысленно к самому подножию Креста Христова на Голгофе. По обе стороны Распятого Господа и Спасителя нашего мы видим так же распятых и тяжко страдающих разбойников. Оба они, в отличие от чистого и непорочного Агнца-Христа, добровольно подъявшего на Себя крестный подвиг ради спасения людей, были подвергнуты страшной смертной казни на кресте за свои многочисленные преступления. Но как различно их поведение после того, как оба они услышали кроткую и тихую, полную любви и всепрощения молитву Господа за Его распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Один из разбойников, не умолкая, хулил Спасителя, злословил Его, изливая свою лютую злобу против всех на свете в издевательском требовании, обращенном ко Христу: »если Ты Христос, спаси Себя и нас« (Лк. 23:39). Другой же, до глубины души пораженный кротостью Спасителя, нашел в себе мужество осудить всю свою преступную жизнь и покаянной молитвой приобрел себе прощение, удостоившись услышать столь неожиданные и столь спасительные слова: »истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю« (Лк. 23:42–43).
Кресты двух разбойников – это не просто историческая подробность того, что происходило на Голгофе. Это также и показанные нам два различных образа или вида отношения человека-грешннка к своему жизненному кресту.
Каждый из нас, чтобы очиститься от всего, что соделано скверного, греховного, нравственно-преступного и чтобы приготовить себя к будущей вечной жизни в Небесном Царстве, куда не войдет »ничто нечистое« (Откр. 21,27), должен пройти здесь, на земле, определенный нам Промыслом Божиим путь жизненных испытаний, скорбей и лишений, должен – по образному выражению Самого Господа – взять крест свой и следовать за Ним: следовать в жизни и в смерти, проявляя терпение, кротость и послушание благодеющей нам воле Божией.
И вспоминая теперь о двух разбойниках, распятых одесную и ошую Христа, не следует ли задуматься о множестве наших грехов и тяжести вины пред Богом? Не следует ли нам также честно отдать себе отчет в том, кому из двух разбойников мы подражаем? Что более характерно для нашего поведения: смиренное сознание своей виновности или холодность окаменевшего сердца? Что чаще исходит из наших уст во время жизненных невзгод и испытаний: молитва о прощении грехов и о небесной помощи, или слова недовольства и ропота на судьбу?
И наконец, обратим наш взор на то, что происходило в самые последние мгновения земной жизни Господа Иисуса Христа. »Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе« (Ин. 19:26–27). Святая Православная Церковь издревле видела в этом предсмертном завещании Спасителя глубокий и весьма утешительный для нашего сердца внутренний смысл. Своими словами Господь вверил попечению Своей Пречистой Матери весь христианский род, всех тех, кто – где бы и в каком бы веке они ни жили – будут прибегать к Ней, прося Ее о помощи и заступления. Матерь Божия, прошедшая у Креста Своего Возлюбленного Сына чрез горнило великих страданий, сердце Которой исполнено любви к Богу, глубочайшего смирения и послушания Его воле, стала, по силе Его завещания, нашей общей любвеобильной Матерью, «Отрадой и Утешением», «Радостью всех скорбящих», Путеводительницей ко спасению, – Той, Которую поистине ублажали, ублажают и будут ублажать все роды.
У спасительной Голгофы мы можем получить многие духовно-нравственные назидания. Но и того немногого, о чем мы вспомнили сейчас, достаточно, чтобы расположить наш ум к благоговейным размышлениям о глубине богатства и премудрости и разума Божия (Рим. 11:33) и наполнить сердце наше чувствами любви и благодарности к благодеющему нам Богу и Спасителю.
Будем же хранить эти добрые мысли и возгревать эти святые чувства, помогающие нам удаляться от всего греховного и порочного. Будем очищать себя от всякой скверны плоти и духа, дабы, совершая святыню в страхе Божием, мы были удостоены светлой радости в дни Св. Пасхи «со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 6:24). Аминь.
протоиерей Ливерий Воронов