12 июля Святая Церковь вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. Это были очень разные люди. Что мы знаем об апостоле Петре? Он был по профессии рыбак, галилейский рыбак, который имел семью. Знаем, что Христос исцелил его тёщу, это описано в Евангелии.
Апостол Петр был простой, бедный человек, но, в то же время, мы знаем, что у него был очень импульсивный характер, несмотря на то, что среди апостолов он был, наверное, самый старший. Характер у него был как у юноши. Помните, как на горе Фавор он сказал, как Евфимий Зигабен пишет: “В священном безумии Петр сказал: как хорошо нам здесь быть, построим три кущи для Христа, Моисея, Илии и поселимся на этой горе”. Помните, как на Тайной Вечере импульсивно он воскликнул: “Все отрекутся — я не отрекусь!” А когда на берегу Галилейского моря увидел Воскресшего Христа, препоясался одеждою, прыгнул из лодки в море и поплыл к берегу навстречу Христу. Давайте вспомним, как во время бури апостол Петр пошел по водам, но, увидев высокие волны, испугался и стал утопать. Это был интересный характер, красивая душа, по-своему противоречивый, импульсивный человек, но искренний во всём. Когда он услышал крик петуха, как он зарыдал горько и как потом Христос, нежно обличая его, спросил трижды: “любишь ли ты Меня?”
Апостол Павел является противоположностью апостола Петра. Апостол Павел был из богатой еврейской семьи. Только богатые евреи могли купить себе римское гражданство в то время. А, как мы знаем, апостол Павел был римский гражданин. У апостола Павла было блестящее образование, в отличие от апостола Петра, о котором иудеи говорили: “он не книжный человек”. Так вот Павел был, наоборот, очень книжный человек, он учился у ног Гамалиила, он был из колена Вениамина. Его имя до обращения ко Христу — Савл, Шауль по-еврейски. Савл был гонитель христиан. Когда будущий Павел, а тогда Савл, участвовал в побиении камнями архидиакона Стефана, то, за малолетство, ему не разрешили бросать камни, но он охранял одежды тех людей, которые побивали камнями Стефана, а для удобства сняли с себя верхнюю одежду.
Когда Савл подрос, он подрос в своей злобе против Христа и учеников Христа. И Савл выпросил письма от еврейских первосвященников в Иерусалиме, чтобы идти в Дамаск и там гнать последователей Христа. И когда Савл, будущий Павел приближался к Дамаску, дыша угрозами и убийством, как написано в Деяниях Святых Апостолов, внезапно осиял его свет с неба и он услышал слова: “Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Удивившись этому видению, Савл спрашивает: “Кто ты, Господи?” И слышит в ответ слова с небес: “Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”. Савл, потрясенный тем, что Иисус есть Господь, падает ниц и говорит: “Что повелишь мне, Господи?” И с этого момента он становится служителем Иисуса Христа. По преданию, имя Павел он взял в честь первого язычника, которого он крестил в христианстве. Настолько для него это было удивительно — обращение первого человека, которого он сам обратил, он взял его имя.
Взаимоотношение между Петром и Павлом были тяжелые. Во Втором Послании апостола Петра третья глава, пятнадцатый, шестнадцатый стих апостол Петр критикует послание апостола Павла. Он пишет, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то есть трудно понимаемое. Так, что невежды неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, то есть искажают, как и прочие писания. В послании к Галатам Павел, в свою очередь, осуждает апостола Петра за то, что он поступает (дословно): “не по истине Евангельской, лицемерил в присутствии пришедших от Иакова, находясь среди язычников”. Но, в смерти они оказались вместе.
У них была разная стратегия миссионерского служения. Павел выразил это словами: “как Петру принадлежит благовествование среди обрезанных, так мне принадлежит благовествование среди необрезанных”. И апостол Петр, когда обличает неудобовразумительное у Павла, сначала пишет: “как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам”.
Это были тяжелые времена, сложные времена. Пуповина между синагогой и церковью рвалась долго, но в это время началась славная проповедь Евангелия. Апостол Петр проповедовал, в основном, среди иудеев, но именно Господь посылает его в дом Корнилия сотника, язычника. Ему даётся видение, что никого и ничто нельзя почитать нечистым, ибо Господь всё освятил. И он прибывает в Рим, где Петр становится основанием Римской Церкви, её камнем, как Господь сказал: “ты — Петр, камень, и на сем камне воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её”.
Апостол Павел пытался проповедовать среди евреев. У него не получилось ничего. Его били палками, кидались в него камнями и, устав от попытки обратить ко Христу единоплеменных, он отряс свои одежды и сказал: “теперь иду проповедовать язычников”. И он становится настоящим апостолом народов, он становится апостолом язычников, и он пишет: “я прославляю своё служение”. Он обратил огромное количество людей, было несколько миссионерских путешествий апостола Павла. Иудеи ненавидели Павла, как перебежчика из их лагеря в лагерь христиан. И, даже, была группа иудейских фанатиков, которые дали обет не есть, не пить, пока не убьют Павла. Бог хранил его. Однажды, христиане, спасая Павла, спустили его с городской стены на корзине, куда посадили его. Но, в конце концов, он был схвачен и иудеи хотели его погубить, и сам Павел потребовал суда кесаря, то есть императора. Его отправили в Рим, где уже служил, подвизался во Христе апостол Петр.
В это время императором Рима был Нерон, который стал императором в пятьдесят четвертом году от Рождества Христова. Император Нерон был жестокий и коварный человек. Он погубил многих своих родственников, он погубил свою родную мать. Нерон — это символ зла. В христианском понимании, в Апокалипсисе — это зверь, который выходит из бездны. Это великий и страшный предтеча антихриста. Нерон считал себя прекрасным танцором, имея кривые ноги. Он считал себя великим артистом, музыкантом и певцом, не имея слуха. Иногда он выступал прямо на арене римского цирка: плясал, пел песни, играл на арфе и некоторые люди теряли сознание; сидя на жаре им было тяжело слушать назойливого императора-актёра. Нерон не имел вдохновения и он пытался всегда вызвать вдохновение каким-то искусственным образом. И именно тогда, когда Петр и Павел оказались в Риме (они протянули друг другу руки общения и стали трудится вместе) — это был шестьдесят четвертый год от Рождества Христова — в это время Нерон решил поджечь город Рим. Он писал поэму о гибели древней Трои, но у него не было вдохновения. И он сказал своим рабам и слугам: “Я никогда не видел горящий город, как я могу описать гибель несчастных троянцев?” И он приказал поджечь город Рим. Сам он наблюдал с холма за горящим городом в одежде актёра с арфой в руках и сочинял песнопение — гимн о гибели Трои. Он рыдал о древних троянцев, взирая на гибель своей столицы, слыша вопли римлян, которые горели в этом огне.
После пожара народ возмутился и надо было кого-то обвинить в поджоге Рима, и жена императора Нерона — Поппея Сабина, иудейка по вероисповедованию, нашептала ему обвинить в поджоге Рима христиан. И тогда начали хватать всех христиан, которых только находили в Риме и в окрестностях Рима. Были схвачены многие христиане. Был схвачен апостол Павел и только апостол Петр оставался на свободе. Христиане прятали его, как личного ученика Иисуса Христа, как свидетеля, который видел своими глазами, слышал своими ушами, осязал своими руками Бога-Слова Христа Иисуса. И христиане смогли вывести его за Рим, чтобы он, с юным послушником Марком, покинул город. И, когда Петр уходил из Рима, ему явился Христос, Который нёс Крест на плечах и двигался в сторону Рима. Апостол Петр воскликнул: “Камо грядеши?” — куда идешь, Господи? На что Христос ответил: “Я иду в Рим, чтобы умереть там вместо тебя”. Видение исчезло и Петр сказал отроку Марку: “Я должен вернуться и взойти на свой Крест”. Теперь уже были арестованы два первоверховных апостола Церкви Иисуса Христа.
Император Нерон, как пишет историк Тацит, языческий историк, в императорских садах делал забавы для язычников: христианских детей зашивали в шкуры медвежат, лисиц, волков, смазывали смолою и стреляли в них огненными стрелами. Дети в агонии кричали, пылали, а римляне забавлялись уничтожением, как они говорили, христианского зверья. На аренах римского цирка каждый день совершались казни: христиан бросали на съедения зверям. И это происходило именно во время этого поста. Каждый день этого поста — это тысячи и тысячи христиан древней церкви: мужчин, женщин, детей, стариков, подвергались ужасным мучениям.
К казни были приговорены верховные апостолы Петр и Павел. Павел, как римский гражданин, был приговорен к почетной казни через отсечения головы. Римских граждан не пытали, им всегда предлагалась безболезненная казнь. Апостол Павел преклонил колени, он совершил свою молитву. Апостол Павел, которого Златоуст называет арфой Духа Святаго, склонил свою голову под римский меч и взошел к Иисусу Христу на небеса. Когда казнили апостола Петра (он не имел римского гражданства, его решили распять, как восставшего иудея, беглого раба), но пожилой Петр сказал: “Я недостоин быть распят, как мой Божественный Учитель. Распните меня вниз головою”. Римских центурионов это позабавило и они распинают рыбака из Галилеи — Первоверховного апостола Петра — вниз головою. Так он оставляет этот мир.
Церковь Рима уцелела. Она сохранилась из крови апостолов Петра и Павла, она продолжала из катакомб свидетельствовать о Христе. Конец Нерона был очень печален. Против него было настроено население Рима, ему не поверили в том, что во всём виноваты христиане, а, видя казни христиан, даже язычники стали кричать: “Довольно крови! Довольно крови!” И, через какое-то время, сенат ополчился против Нерона. Его объявили врагом нации и император бросился спасаться. Никого не оказалось рядом. Все его собутыльники (он был горький пьяница) разбежались. Все друзья по блуду разбежались (он был известный похабник). И он один метался по своему загородному дворцу, и с ним осталась пожилая нянька, которая кормила его своей грудью — кормилица. Она одна любила этого рыжего человека. Он был рыжебородый, как его называли. И она сказала ему: “Тебя хотят казнить, ты должен умереть как император”. Он решил броситься в воды Тибра, чтобы утопится, но испугался, добежав до берега. Тогда он попросил, чтобы кто-то из вольноотпущенников заколол его мечом. Один согласился ему помочь. Перед смертью он воскликнул: “Какой великий артист погибает!” И был умерщвлен. Кстати, в этот самый момент скакал всадник, который должен был сообщить, что сенат простил Нерона и он может оставаться в живых. Его гибель — это прообраз гибели антихриста, этого дьявольского артиста, который появится на арене мировой политики, который будет пытаться очаровать многих и многих людей.
Итак, Петр и Павел — это символ стойкости христианской веры. В наше время древние гонения возвращаются, и мы видим, как саранча из бездны — воины исламского государства — умерщвляют христиан. Братья и сестры! Вы никогда не задумывались над тем, что каждый мужчина-христианин, которого казнят игиловцы, имеет возможность сохранить свою жизнь? Как только скажет, что он отрекается от Христа и исповедует веру ислама, его сразу бы отпустили. И сколько ни казнили христиан за последние два-три года, несколько десятков и десятков, уже сотен, НИ ОДИН НЕ ОТРЕКСЯ ОТ ХРИСТА! Поэтому, в этих устрашающих казнях, мы видим победу христианских мучеников. Слово “мученик”, по-гречески “мартирос”, означает свидетель, то есть свидетель веры, твердости своего исповедания. Все враги Церкви будут сокрушены. Все Нероны будут сокрушены. Все проливающие кровь христиан будут сокрушены, а Церковь будет существовать вечно. Как Христос и сказал: “Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её”. И твердым основателем Церкви являются святые апостолы, среди которых, как яркие звезды духовного космоса, сияют первоверховный апостол Петр, первоверховный апостол Павел.
протоиерей Олег Стеняев