Празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю. Пасху для нас подготавливает Госпожа Богородица – славный переход от смерти к жизни. Вторая Пасха – поистине святая, непорочная, животворящая для человеческого рода, так как сегодня «побеждаются естества уставы».
«Как может источник жизни идти к жизни через смерть?» – восклицает святой Иоанн Дамаскин. Смерть «живоначальной Матери» Господа превосходит само понятие смерти, и поэтому именуется не смертью, но «Успением», «святым преставлением» и переходом к Богу. Даже если это событие называют смертью, смерть эта – живоносная, так как переносит к бессмертной небесной жизни.
Успение Богородицы, как неоспоримый факт, сохраненный святым преданием, воплощается в православном учении и не имеет ничего общего с пиетистическими воззрениями Западной Церкви о Непорочном Зачатии и бессмертии Богородицы.
Богородица явилась уникальным творением Бога, превосходящим и людей, и Ангелов. Она единственная из всех людей вела жизнь непорочную и непостижимым для всего сущего образом стала Матерью Божьей. Поскольку Богоматерь не согрешала, не уступала нечистым помыслам, Она, естественно, не знала в своей земной жизни плотских скорбей – болезней. Но, несмотря на то, что тело Ее живоначально, Ей, будучи человеком, приходится пройти через немощь смерти. Хотя Бог еще не отделил Ее душу от тела, связь, объединявшая их, рано разрешается, как это случилось с Христом. После смерти душа Богородицы сразу соединяется с Христом. В час Успения Богоматери Господь, сопровождаемый небесными рядами Ангелов и святых, забирает Ее душу не просто на небеса, но «к Своему Царственному Трону, во Святая Святых», как пишет святой Иоанн Дамаскин. Живоначальное и богоносное тело Богородицы, по прошествии трех дней нетленное, переносится в Небесные Чертоги к Ее Единородному и Возлюбленному Сыну. Таким образом, мы можем говорить о телесном Воскресении Богородицы. Однако это воскресение было осуществлено не Ею, но Ее Сыном и Богом.
Свидетелем этого Воскресения-Успения Богоматери явился Апостол Фома, который не присутствовал на Ее блаженном погребении. Он подоспел лишь спустя три дня, когда после совершения молебна Апостолы открыли Ее гробницу и не нашли там Ее богопрославленного тела. Они увидели, как Богородица поднимается на Небеса и передает апостолу Фоме Свой честной и святой пояс как доказательство Ее перехода в вечную жизнь. Нечто подобное уже случалось с апостолом Фомой, когда он дотронулся до ран Господа.
Тело Богоматери, равно как и тело Христа, после погребения не подверглось тлению. Если после воскресения Христа тела многочисленных святых Его остаются частично нетленными, то могло ли случиться иначе с «Богоносной Скинией», с Матерью Божией.
Святой Андрей Критский говорит о том, что сохранение чистоты Богородицы после Рождения Христа имеет естественным последствием нетленности Ее тела после смерти. «Как Рождество не принесло порчи, так и гроб не допустил тления».
После своего Успения Пресвятая Богородица становится Матерью нового творения, Церкви Христовой. Поскольку Богоматерь занимала центральное место в икономии спасения, ведь посредством Нее воплотился Господь – глава Церкви – теперь, в Церкви Небесной, Она имеет всю полноту Благодати, славы и откровения. Она явилась благодетельницей всего естества, так как все творение молится Ей как Госпоже, Владычице, Царице и Богоматери.
С помощью Богородицы и через Нее вся человеческая история вышла на новый уровень, гораздо более великий и высокий в сравнении с тем, что было до Ее появления. Ни одно творение не могло стать более совершенным, равно как и Она Сама не могла превысить собственное совершенство. Согласно Святым Отцам, Всемогущий Бог три вещи не мог сделать более совершенными: воплощение Божественного Слова, Деву Богородицу и блаженство, которого удостоятся спасенные.
После Воскресения Христа Богородица стала опорой Апостолов и новообразованной Церкви Христовой. Она учила новообращенных христиан, направляла их, утешала в скорби. Из жития Богородицы мы узнаем, что за три дня до Успения Ее посетил Архангел Гавриил, как некогда в день Благовещения, и сообщил о Ее предстоящем славном переходе от смерти к жизни. Затем Святой Дух чудесным образом собрал всех Апостолов в Гефсимании, в доме Богоматери, чтобы они смогли присутствовать на Ее погребении и взять Ее благословение. Воздав прославленной Матери Божьей должные похвалы, Апостолы попросили Ее дать им последние наставления. Тогда Богородица рассказывает им притчу, в которой мир аллегорически уподобляется ярмарке, где человек, купивший лучший товар, оказывается в выгоде. Впоследствии Она объясняет им, что так же дело обстоит и в духовной жизни. Кто с большим рвением и точностью хранит заповеди Христа, тот удостоится большего блага и более остальных будет прославлен в Царствии Небесном. Она призывает их вести благую борьбу.
И действительно, какую радость доставляет Богородице видеть, как мы боремся за наше спасение. Какое отдохновение! И Сама Она во время своей земной жизни вела эту незримую борьбу, и без того будучи безупречной, чтобы явить нам пример совершенной аскезы. В Ее доме в Гефсимании после Успения были найдены плитки, где Богородица коленопреклоненно молилась. От частого использования на них образовались углубления от Ее колен.
Будем же и мы подражать Ее крайнему послушанию, смирению, мистической внутренней духовной работе, пламенной молитве, непрестанному бдению, святой любви, духовной боли, пронзающей Ее сердце во время стояния у Креста Ее Сына.
Старец Ефрем Филофейский «Об Успении Богородицы»