«Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Не пообещал, а уже «благоволил дать». Обычно счастливец, у которого наследство почти в кармане, начинает еще более беззаботно расточать то, что имеет.
Никто не говорит ему: наследство твое, и поэтому старайся больше работать и зарабатывать. Никто не скажет: вот тебе море, только постарайся прибавить к нему еще каплю. А тут — целое Царство! И ладно бы Господь только повелел нам готовить «вместилища» для наших сокровищ; но Он говорит: «Приготовляйте себе» и самое «сокровище неоскудевающее на небесах». Дело в том, что в этом отрывке снова — о соотношении Божьей воли и свободной воли человека. Истина торжествует, когда обе эти воли действуют так, что не различишь, где кончается одна и начинается другая. Так же и сокровище, уже уготованное нам на небе, еще должно быть приобретено нашим трудом. Сокровище Царствия Небесного, это прежде всего — познание всего, что к нему относится. И познание — тоже, с одной стороны, труд души и ума, но одновременно надо и молиться, чтобы «Отец славы» Сам дал нам «Духа премудрости и откровения к познанию Его». Вершина познания — увидеть собственными глазами; но и для этого надо молиться, чтобы Сам Бог «просветил очи сердца». Чтобы войти во владение сокровищем Царства, необходимо встретиться с его Хозяином. И, с одной стороны, Господь говорит, чтобы чресла наши «были препоясаны и светильники горящи», то есть мы должны быть готовы всегда в радостный путь навстречу Господу. Как и народ Божий перед выходом из рабства таким же образом совершал пасхальную трапезу: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посохи в руках ваших» (Исх.12,11). Но эта готовность в путь была и готовностью к встрече грозного Ангела, истребляющего первенцев Египетских. Так и здесь: готовность в путь — одновременно и готовность ожидания «господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему». А когда произойдет встреча, то служение рабов господину не отличишь от служения господина рабам. Он уже сам «препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им». «Блаженны рабы те»! Итак, дав нам Царство, Господь предлагает самим уже в этой жизни это царство приобретать. Для этого — «продавайте имения ваши и давайте милостыню», — говорит Господь. И если это сделаешь, — вдруг почувствуешь, как острая, тонкая струйка надежды вонзится в сердце, «надежда призвания Его». И сразу почувствуешь, «какое богатство славного наследия Его для святых», почувствуешь, как руки Божьи подхватили тебя.
Протоиерей Вячеслав Резников