31 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Матфея (зач. 29, гл. 9, 1–8). Со словом толкования отрывка из Евангелия к прихожанам обратился иерей Максим Бочаров: «В сегодняшнее воскресение повествуется об исцелении Спасителем расслабленного в городе Капернауме. Внимательные к богослужению христиане могут помнить, что это евангельское чтение предлагается верующим дважды в году. Уже это одно обстоятельство показывает нам, как поучительно для нас это Евангелие.
В начале его говорится, что Исус пришел в Свой град. Из этого города он выходил в пустыню для молитвы или в соседние города для проповеди и снова возвращался в него. Посему апостол Матфей называет этот город «Его городом». И вот некие сострадательные люди принесли к Его ногам расслабленного, лежащего на постели. И Спаситель, видя их трепетную и горячую веру, сказал расслабленному: «Дерзай, чадо, отпускаются тебе грехи твои. Востани, возми свой одр и иди в дом твой. И недужный тотчас выздоровел, взем одр свой и иде в дом свой» (Мф. 9, 2–7).
Господь даровал больному двойную милость: простил грехи и исцелил его. Чтобы понять значение первого дара – отпущения грехов, надо знать, сколь великое несчастье и как пагубно для человека пребывание в грехе. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4), он источник всякого зла, удаляющего нас от Бога. В начале человеческого бытия наши прародители Адам и Ева не имели никаких болезней и счастливо жили в раю. Но когда они по научению дьявола преступили заповедь Божию, тогда произошло пагубное расстройство не только в них самих, но и во всей окружающей природе. За нераскаянность в грехе правосудный Бог изгнал их из рая и осудил на болезни, изнурительные труды и смерть. Таким образом, первородный грех наших прародителей Адама и Евы стал первопричиной всех болезней и зол в роде человеческом. Грех подвергает нас болезням и бедствиям не только потому, что зло имеет естественные последствия, но и потому, что удаляет нас от Бога. И вместе с тем наш грех возбуждает в Боге праведный гнев, побуждает к наказанию нас по закону правосудия Божия: Бог посылает нам болезнь либо другое бедствие, чтобы мы через это наказание раскаялись в своих грехах.
Потому и расслабленный тотчас выздоровел, когда Спаситель простил ему грехи. Болезнь этого человека, по-видимому, происходила от главного источника наших недугов – греха, с которым мы все рождаемся, и пророк говорит: Во гресех роди мя мати моя (Пс. 50), – во грехах, которые потом умножаются по нашей воле. Поэтому, когда Сын Божий уничтожил эту главную причину болезни расслабленного – простил ему грехи, то сразу прекратилась и болезнь этого человека – он выздоровел.
Сегодняшнее Евангелие для нас весьма поучительно, потому что мы все тоже являемся расслабленными по причине греха. Мы видим, как действует благая сила единения людей, дерзновение их веры и любовь к своему больному другу. Господь видел веру их и именно по их вере исцелил расслабленного, принесенного друзьями к ногам Спасителя. Действия друзей больного – это живая мольба, без слов свидетельствующая об их вере в Господа, о любви к своему другу. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Не заключайте свою молитву в одни слова, пусть каждое ваше действие будет богослужением». Этим он показывает, что все то, что мы делаем для близких, имеет духовное значение. Наша молитва должна подкрепляться делами милосердия, не быть пустым звуком, а становиться поступком.
Все Евангелие наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа нашего Исуса Христа к нам – бедствующим и заблудшим людям. Также в Святом Писании повсюду возвещается, что главной причиной всех бед и несчастий являются грехи – это величайшее зло, это корень всех зол и причина смерти.
Братие и сестры! Будем же более всего опасаться греха, всеми силами заботиться о спасении нашем, исполняя заповеди Господни, тщательно избегая греха, боясь прогневать Господа и навлечь на себя несчастия. И если все же совершим грех по искушению и соблазну дьявольскому или по нашей немощи и неосмотрительности, то не будем отчаиваться и пребывать в грехе, а обратимся с покаянием ко Спасителю и станем усердно, с верой и упованием на Его милосердие, молить Его о прощении грехов наших. И Господь, видя нашу веру и веру тех, кто молится за нас, скажет нам, как Он сказал расслабленному, укрепляя его и давая ему бодрость и силу: "Дерзай, чадо! – а вместе с прощением грехов излечит нас и от телесных недугов по великой Своей милости".