Неделей о мытаре и фарисее Церковь вступает в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту. Эта притча ставит нас перед лицом человеческого и Божьего суда.
Фарисей входит в храм и встает перед Богом. Он уверен, что имеет на это право: ведь его поведение до мелочей соответствует закону, который Сам Бог дал Своему народу, – не говоря о бесчисленных правилах, которые старейшины народа и фарисеи выработали на основании этого закона, превратив их в пробный камень благочестия.
Мытарь же знает, что он неправеден; об этом свидетельствует и Божий закон, и суждение человеческое. Он нарушает Божий закон и использует его в своих интересах. Обманом или нагло, в зависимости от обстоятельств, он преступает человеческие законы и обращает их к своей выгоде, а потому его ненавидят и презирают другие люди. И вот, придя в храм, он не осмеливается переступить его порог.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» – зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское: «… я не таков, как прочие человецы» или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии.
Мытарь – грешник и Фарисей – мнимый праведник, оба они назидают нас: не надейтесь на свою праведность, но всю надежду своего спасения возложите на беспредельную милость Божию, вопия: « Боже, милостив буди мне грешному»! А на исходе из земной юдоли в преддверии вечности для человека будет важна и нужна только одна молитва: «Боже, милостив буди мне грешному! Аминь».
Кроме того, в первое воскресенье февраля Церковь чтит память Собора новомучеников и исповедников земли Русской. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года (на рубеже тысячелетий) подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. К лику святых причислены более тысячи новых мучеников.