Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о чудесном укрощении Господом бури. После чуда насыщения более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами "понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один".
Тем временем лодка с учениками находилась посередине моря, ее било волнами, потому что ветер был против них, и видя все это, Спаситель пошел к ученикам по морю.
Б. Гладков пишет: «Христос пошел по воде, то есть воспользовался Своей Божественной властью творить чудеса, господствовать над законами и силами природы. Но и в данном случае Он воспользовался этой властью не для Себя лично, не для спасения Себя от опасности и не для преодоления препятствий к достижению личных целей; нет, Он пошел по воде для спасения погибавших апостолов».
Апостолы могли хорошо рассмотреть шедшего к ним, но они были еще настолько маловерны, что не могли и подумать, что это идет Христос. Люди не могут ходить по воде, а Иисус, по их мнению, был Человеком; следовательно, Он не мог идти по морю. В древности существовало поверие, что души умерших могут являться людям и бывают видимы, как призраки или тени, а потому "ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали".
Как мы видим, у апостолов был страх смерти, страх богооставленности, который и мы нередко испытываем, допуская в глубины нашего сердца величайший грех уныния. Именно этот страх может не допустить Бога в нашу жизнь и поколебать основы нашей веры. В ответ на страх и тревогу учеников Спаситель замечает: "ободритесь; это Я, не бойтесь". Услышав эти слова, апостол Петр загорелся желанием пойти навстречу Господу. Однако сильный ветер, бушующие волны и охвативший Петра страх поколебали его веру, а потому он "испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня ".
В ответ Христос указывает на существование очень важного аспекта Его вмешательства в нашу жизнь словами, обращенными к Петру: "маловерный! зачем ты усомнился?". Отсутствие страха и наличие веры – вот то, что способствует Богу соучаствовать в нашей жизни.
Блаженный Феофилакт замечает, что Христос попускает ученикам «…испытать бурю для того, чтобы, когда после бури настанет тишина, они более обрадовались случившемуся, и чтобы в сердцах их запечатлелось неизгладимое воспоминание о сем. Когда они находились в опасности, Он предстает пред ними и словом Своим прогоняет страх их, и на море производит тишину, и таким образом творит двоякую тишину: укрощает смущение в их душах и волнение на море».
И нам тоже надлежит уповать на Бога, никогда не сомневаясь в Его промыслительном попечении о каждом человеке. И если мы сможем побороть все страхи и всецело предать себя воле Божией, то это будет спасительным не только для нас, но и для тех, кто находится рядом с нами.