В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией читался отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 22,ст.1-14). Мы слышали повествование о царе, который устраивает праздничный пир и созывает на него всех своих друзей. Однако никто из них не пришел на его зов.
Каждый из них нашел причину: кто-то купил новую землю, которую необходимо посмотреть, у кого-то торговые дела, которые невозможно отложить, и, таким образом, никто из друзей не пришел на его зов. Тогда господин повелевает своим слугам позвать всех нищих, голодных, всех, кого найдут привести на этот пир. И вот на пиру господин видит гостей в пиршественных одеяниях, так как согласно обычаю, тем, кого приглашали, подвали также и одежду для пира. Однако один их гостей не стал надевать пиршественную одежду, и был изгнан. Заканчивает Господь притчу словами: "Много званных, а мало избранных".
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет, что в этой притче «под образом званых надо понимать народ иудейский, а под слугами царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех, кто встретится, это – призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда иудеи отвергли апостольскую проповедь. На брак – в Царствие Божие – призываются все: и добрые, и злые, ибо для вступления в него не нужны ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего».
Эта притча имеет прямое отношение к каждому из нас, потому что царь в этой притче – это Отец наш Небесный. Он посылает Своего Единородного Сына, Который несет человеческому роду весть о спасении. Но есть люди, которые сознательно отворачиваются от Него, или которые не услышали, или не знали, или некогда им было, и они не услышали этот призыв Божий. Есть и такие, кого Господь призвал на Свое пиршество, дал в Таинстве Крещения царские одежды, а люди не желают ничего знать о Христе и идти за Ним. Кто-то, получив крещальные одежды, внешне соблюдает их чистоту, но не совершает самого главного – благих, добрых дел, нет веры, которая воплощается в делах его жизни. Это и означает, что он отказывается от одежды, которую Господь предлагает нам. Мало принять Крещение, нужно выполнять Его слово в жизни, наполнять ее добрыми делами. Господь справедлив – каждому воздает должное. Тому, кто верует и идет за Ним, Он воздает просимое и желаемое. Того, кто от Него отворачивается, не тащит за Собой насильно. Каждый сам свободен выбирать, во что ему облекаться в своей жизни: слышать призыв Господа или нет, следовать Его зову или нет.