В последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи, когда мы приветствуем друг друга словами благой вести о Воскресении Христовом, Церковь обращает наш взор на одно из чудес Спасителя, особо выделяя это событие из ряда, ему подобных. Следует заметить, что каждая из шести Недель по Пасхе носит свое название в соответствии с тем евангельским событием, которое в эту Неделю отмечается особо.
В первую Неделю мы научались благоразумной осторожности, вспоминая доброе неверие Фомино, во вторую Неделю удивлялись подвигу бескорыстной любви святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима, в третью Неделю восхваляли расслабленного за его долготерпение, в прошлое воскресенье учились у жены-самаряныни слушать и повиноваться, когда с нами говорит Сам Господь. И вот в эту, последнюю Неделю перед Вознесением Христовым, перед нашими очами предстает человек во всех отношениях удивительный, почему и обращает на него Свой пристальный взор Спаситель.
Человек этот был слеп от рождения, что дало ученикам Спасителя повод вопросить своего божественного Учителя: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися? (Ин.9.1,2). И Спаситель отвечает им, что для того этот человек родился слепым, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9.3), а затем и являет сами дела: сотворил брение… и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди умойся в купели Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин.9.5-7). Произошло неслыханное и невиданное дотоле чудо – исцелен слепорожденный. Какая радость была дарована счастливцу, увидевшему своим открывшимся чистым и ясным взором свет и красоту окружающего мира. Эта радость отражалась на его преобразившемся лице и сияла лучами небесной славы в чудном и удивленном взоре его восторженных глаз. Такая сильная перемена произошла с этим человеком, что соседи и прежде видевшие его не узнавали его. Но, получив свидетельство от самого исцеленного, они повели его к фарисеям, чтобы и перед ними засвидетельствовать великое чудо. И дальше перед нами, с одной стороны, во всей своей наготе открывается картина самой страшной и опасной слепоты – слепоты духовной, а с другой – продолжают раскрываться дела Божии в подвиге исповедничества бывшего слепца. Противостояние исцеленной слепоты и слепоты неисцельной, так ясно и наглядно явленное нам в сцене допроса слепорожденного, будет повторяться в истории человечества бесчисленное множество раз – и в мученичестве первых христиан, и в догматических спорах Вселенских Соборов, и в жертвоприношениях всевозможных и модных революций – или красных и кровавых, или разноцветных и бархатных. Всегда слепая и злая ложь будет преследовать истину. Но больше всего удивляет то, что чем сильнее и изощреннее бывает гонение на правду, тем она полнее и ярче раскрывается. Это мы можем наблюдать и на разбираемом нами примере: чем больше средств употребляли фарисеи, чтобы затмить чудо исцеления слепорожденного, подвергая допросу его и его родителей, тем смелее и убедительнее становились слова исцеленного, свидетельствующие истину. Но таково свойство истины, - замечает свт. Иоанн Златоуст, - что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает через то, чем хотят затмить ее. На упрек фарисеев, что Исцеливший нарушил субботу и потому грешен, прозревший слепой отвечает просто и прямо: грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин.9.25). И наконец этот нищий и презираемый ими человек, на признание фарисеев, что они не ведают, откуда взялся Чудотворец, побеждает своих противников четкими и логически выверенными аргументами, сам становясь учителем для учителей: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит Его волю, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9.30-33). С фарисеями произошло то, чего они больше всего боялись – они перед лицом всего народа оказались посрамленными в богословском споре, причем, победил их человек, по причине своей слепоты не прочитавший ни одной строчки Закона Моисеева.
После того, как исцеленный слепой исповедал Христа Богом и поклонился Ему, Спаситель произнес такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9.39). Эти слова Господа имеют прямое отношение к нам, особенно к тем из нас, кто, получив богословское образование, почитает себя учителем если не вселенского, то местного масштаба. Мы все имеем знание, -говорит св. ап. Павел, - но знание надмевает, а любовь назидает (1Кор. 8.1). Чтобы наше знание не превратило нас в слепых фарисеев, нужно по мере приобретения знаний подвизаться в любви, т.е. жертвовать собой, своим временем, своей пользой ради ближнего, кем он ни был, щедро делиться своими знаниями и не приписывать себе заслугу обладания ими. Нужно всегда помнить, что Господь дает способности для приобретения знаний для того, чтобы свидетельствовать истину. Как свидетельствовать ее и что за это свидетельство придется терпеть, мы видели сегодня на примере исцеленного слепого. Но не будем забывать и о награде, которой удостаиваются истинные свидетели не только в будущей жизни, но и здесь – в сознании чистой совести и действии божественной благодати. «Такова добродетель, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - кроме венцов там, она и здесь уготавливает нам жизнь приятную. Будем же исполнять сказанное, чтобы достигнуть и здешних и тамошних благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь».