Собор Белорусских Святых. Август

Святитель Георгий, архиепископ Могилевский († 13 февраля 1795)

день памяти  6 августа (н.ст.)

Родился будущий иерарх Георгий (Конисский) в 1717 году в городе Нежине, который к тому времени уже полстолетия принадлежал России, во влиятельной и знатной семье украинских дворян Конисских. Учился 15 лет в Киево-Могилянской Академии, которую закончил «с особым отличием». В стенах академии Григорий изучил иностранные (польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий) языки, поэтику, философию, богословие, проявляя особый талант к стихосложению.

Несмотря на то, что Киевская академия в ту пору давно пережила лучшие свои времена, она давала прекрасное образование; об уровне ее выпускников свидетельствует хотя бы то, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой. После окончания академии принял монашеский постриг и был оставлен преподавателем академии на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни; одновременно занимаясь литературным творчеством, сложил в 1749 году наполненную противоатеистического пафоса драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался А.С. Пушкин. С 1747 года на протяжении пяти лет возглавлял кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он - ректор академии, профессор богословия, причем, по оценке современника, он считался лучшим - после Феофана Прокоповича - профессором академии в XVIII веке, а с 1752 года  он - архимандрит Киево-Братского монастыря.

С 1755 года начинается новый период его жизни и деятельности: он назначается белорусским епископом и переезжает в Могилев. С 1783 года Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода. Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав речи Посполитой, оставалась только одна православная епархия с центром в Могилеве. К официальных кругах Польско-Литовской державы обсуждался вопрос о ликвидации и этой епархии.

Радостная и торжественная встреча долгожданного епископа с могилевской паствой не скрыла от святителя Георгия ужасного упадка, который был вызван многими годами преследований православия. Он с первых же дней по вступлении с должность писал бесконечные донесения в Сенат о притеснениях, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей. Одновременно он заботился и о распространении света православия, для чего завел в 1757 году типографию при архиерейском доме и напечатал творение Феофана Прокоповича - православный «Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный», и бесплатно разослал его по храмам епархий. Им же в этот период был основан ряд школ наподобие братских церковных училищ.

Постоянно заботясь о более высоком образовании духовенства, а примеров обратного сам архиепископ, к прискорбию, достаточно наблюдал во время личных инспекций, могилевский иерарх в 1759 году организовал при Спасском монастыре Духовную семинарию, испросив у русского правительства 400 рублей годовых. Для более успешного противостояния униатству преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о могилевских православных церквях.

Одновременно с решением церковно-политических задач архиепископ Георгий радел о благосостоянии и устроении своей могилевской епархии. В 1780 году было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой пополнился из числа выпускников Киевской академии. Он заботился о чистоте православного обряда. О чем свидетельствует грамота, изданная против обливания водой при крещении, также он явился автором грамоты против корыстолюбия священников, статьи против распространяемого французским мыслителем Вольтером безверия. Занимался Георгий и чисто литературным трудом, составляя приветственные речи (одну из них он зачитал 19 января 1787 года перед Екатериной, проезжавшей через Мстиславль).

Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года предал душу свою Господу. Могилевский святитель Георгий Конисский был погребен в своем кафедральном граде, в церкви неподалеку от архиерейского дома. Господь прославил его остатки нетлением: как сообщается в приложении 3 на странице 555 «Полного месяцеслова Востока» в 1875 году тело его оказалось нетленным». Кроме того, во время нашествия французов в 1812 году захватчики открыли раку с телом святителя и, обнаружив, засвидетельствовали нетленные мощи.

Крест на валу напротив дома архиепископа воздвигнут 6 августа 1993 года в ознаменование канонизации первого Могилевского святого. На нем слова «Во что верую — то и исповедую». Жизнь и труды  свт. Георгия, архиепископа  Могилевского и Белоруского, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к правде, мужеству и верности долгу.

5 августа 1993 года в Онуфриевской церкви Святого Никольского монастыря в Могилеве прошло историческое заседание Синода Белорусской Православной Церкви во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Филаретом, на котором было решено причислить к лику местночтимых святых святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского. В тот же день, вечером, в Трехсвятительском кафедральном соборе прошел чин канонизации святителя Георгия Могилевского и Белорусского.


Преподобный Феодор, князь Острожский

день памяти 24 августа (н.ст.)

Феодор Острожский происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира через его правнука Святополка-Михаила, князя Туровского (1080–1093), великого князя Киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и Литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ и увеличили Заславским и Корецким округами.

Федор Острожский, как писали историки «муж из всех вождей Литвы и Руси, великой смелости и огромного авторитета». Участвовал в 1410 г. в походе с королем Ягайлой против немецких рыцарей-крестоносцев. В 1422 г. св. князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни.

Однако спустя некоторое время он «покинул искушения мира сего и княжескую славу, принял на себя святое иночество» и поступил в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Сохранилось упоминание в древнем сказании, что прп. Федор Острожский «даже до смерти душу свою всячески усовершенствовал и с тем отошел ко Господу». Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине ХV века в глубокой старости (С. М. Соловьев в «Истории России» считал годом его кончины 1483). Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия. Прославление, очевидно, было в конце ХVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».


Священномученик Афанасий Кислов († 1937)

день памяти 23 августа (н.ст.)

Кислов Афанасий Григорьевич родился в Витебская губ., Себежский у., д.Тараскино. Родился в русской крестьянской семье. Родители Афанасия были бедны, работали по найму. Когда Афанасию исполнилось 4 года, семью настигло большое горе: отец семейства, Григорий Кислов, возвращался однажды поздним вечером через лес. В нетронутых по тем временам лесах Себежского у. водились во множестве дикие звери. Григория Кислова окружила стая волков, и он скоропостижно скончался от разрыва сердца. Вскоре его молодая вдова тоже умерла, и дети остались круглыми сиротами. Всех троих взял на воспитание в свою семью приходской священник, протоиерей Иосиф Никонович. Протоиерей Иосиф Никонович, потомственный пастырь, растил приемных детей так же, как и своих. Подросшего Афанасия он определил на учебу, а сестер его выдал замуж. Афанасий закончил четырехгодичное "народное училище". В возрасте 16 лет он уехал на заработки в Петербург и устроился писарем при торговой конторе. В семье о.Иосифа подрастала дочь Анна, моложе Афанасия на 8 лет. Детство Афанасия и Анны проходило в одном доме. Анна, завершив свое образование в Витебской женской гимназии, в возрасте 20 лет собралась замуж. Определили день свадьбы, уже было готово свадебное платье. Но Афанасий Григорьевич, выехав из Петербурга, нашел Анну Иосифовну в с.Кицково Идрицкого р., где она проживала, и стал усердно просить ее руки.

Анна Иосифовна согласилась... Афанасий Григорьевич и Анна Иосифовна повенчались в 1908г., и Бог благословил семейство 9-ю детьми: 4-мя мальчиками и 5-ю девочками.

Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви. Два года, с 1908 по 1910гг. он учится на псаломщика.

Рукоположение во диакона в 1910. Служение: Витебской губ., с.Сиротино; Витебская губ., Невельский у., с.Жуково;  Витебская губ., Витебский у., с.Хвощно. 

Рукоположение во иерея в 1924. Служение: Витебская губ. (Витебская о., Межанский р.), с.Рудня в должности настоятеля. Был лишен гражданских прав, подвергался нападкам обновленцев. В 1927г. Рудненскую церковь обложили непомерно большим налогом. В случае его неуплаты священника ожидал арест. Семья жила в постоянном страхе. Тянули из последних сил, продавали даже и самое необходимое, принимали от людей любую помощь, сами голодали. Однако твердая уверенность о.Афанасия, что все происходит по воле Божией, покрывала скорби, давала силы жить.

В 1929г. на Крещение Господне о.Афанасий вместе с прихожанами совершил выход "на Иордань" для совершения чина великого освящения воды. Об этом стало сразу известно властям. Немедленно в Рудню явилась опергруппа, батюшку арестовали и препроводили в следственный изолятор райцентра Межи. О.Афанасий был под арестом месяц. Следственное дело на него не было заведено, но в застенках СИЗО батюшку сильно били. Домой батюшка вернулся полумертвым, однако, поправившись, снова поспешил совершать богослужения.

В 1930г. церковь обложили еще большим налогом. Прихожане существенной помощи оказать не могли. Батюшка стал предпринимать самые разные попытки найти средства для покрытия налогов. Он специально ездил к родной сестре одолжить деньги, однако нужную сумму набрать не смог. В ожидании ареста потянулись длинные голодные дни.

В случае ареста о.Афанасия Анна Иосифовна с детьми оставалась без кормильца. К этому времени в семье подрастало уже 9 детей. На семейном совете было решено вернуться на родину Кисловых, на Псковщину. Перемена места жительства могла предотвратить неминуемый арест и давала надежду найти способы к продолжению существования семьи.  

В Никольской церкви на клиросе пела и читала одна монахиня, она же и была звонарем и сторожем. Матушка Анна Иосифовна очень любила церковь и богослужение, но для нее участвовать в богослужении было опасно, да и семейные хлопоты были немалые. Батюшка благословил ей печь просфоры. Насколько было возможно по обстоятельствам того времени, о.Афанасий продолжал приходскую деятельность. Крестил он на дому. Ввиду отсутствия крестных, батюшка часто благословлял свою дочь Таисию в восприемницы крещаемых. На лошади тайно ездил на требы по приходу по просьбам прихожан.

Поселился о.Афанасий с семьей в деревне, в километре от церкви. Батюшка сам учил своих детей Закону Божию и молитвам. Дети рассаживались рядком на русской печке, учили молитвы, пели богослужебные песнопения. Часто дома при участии детей совершалось подобие всенощного бдения. Каждого из детей батюшка благословлял отдельной иконкой, которая устанавливалась в домашнем иконостасе и по утрам дети прикладывались к "своим" иконам. Дом Кисловых состоял из 2-х половин: на одной жила семья, а вторая безраздельно принадлежала батюшке. Сюда без разрешения не входили. 

О.Афанасия арестовали на Пасху, прямо во время богослужения. О.Афанасий находился под арестом в течение 2-х недель. Его отпустили без оформления "дела". Батюшка после этого ареста снова явился домой полуживым. Он молчал, ничего не рассказывал, и только однажды у него вырвалось, что он сидел в камере вместе с уголовниками, которые садились на него верхом и заставляли его по очереди на себе возить. В Прихабском храме батюшка прослужил всего 7 лет. Всего в священном сане о.Афанасий служил Святой Церкви с 1910 по 1937гг. - 27 лет. По свидетельству детей о.Афанасия, он имел звание протоиерея.

Отец Афанасий мирно трудясь на ниве Господней не подозревал о готовящейся ему участи: в 1937 году вышло постановление в котором предлагалось "взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков", и... (далее добавлено) "и в прошлом репрессированных церковников". Спустя 8 дней после проведения операции органами НКВД, которые должны были разгромить "банду антисоветских элементов" о.Афанасий был арестован, конфисковали все его вещи, все церковные книги, деньги и оставили семью сельского батюшки в составе 8 человек (младшему ребенку было только 7 лет) без средств к существованию.

Обвинение при аресте "член банды антисоветских элементов" . Арест происходил ночью. В доме произвели обыск, дети при обыске плакали. Анны Иосифовны на момент ареста не оказалось дома. Матушка уехала в область, в г.Калинин, добиваться возврата земли под огород, который был у них конфискован. Батюшку вывели на улицу. В 50 метрах от дома ждал автомобиль. Дети побежали следом. О.Афанасий попрощался с детьми, благословил каждого из них, и его увезли в Себеж. На следующий день матушка собрала передачу и послала в тюрьму райцентра старшего сына Леонида. Но о.Афанасия уже не было там. Его увезли в Калинин. Никаких вестей с тех пор ни от него, ни от следственных органов на запросы семьи не приходило.

Особая тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. вынесла обвинение - "контрреволюционная агитация" Статья ст.58-10 ч.1 УК РСФСР . Приговор высшая мера наказания - расстрел. 

После приговора его супруга матушка Анна Иосифовна Кислова ходила по миру, прося милостыню, она ничего не знала о судьбе мужа.

В течении многих лет семья Кисловых слала запросы в разные инстанции, пытаясь выяснить судьбу главы семейства, надеясь, что о.Афанасий жив.

И только в 1970г. стало известно, что его расстреляли вскоре после ареста в 1937г.


Священномученик Дмитрий Павский (†1937)

день памяти 14 августа (н.ст.)

Священномученик Димитрий родился в 1874 году в семье потомственного священника Александра Павловича Павского в деревне Максатиха Максатихинского уезда Тверской губернии. Рос весьма любознательным и способным ребенком, очень интересовавшимся церковной историей. Со временем он окончил Духовное училище, затем—Духовную Семинарию. В 1899 году со степенью кандидата богословия завершил свое образование в Казанской Духовной Академии. В 1903 году Димитрий Павский был рукоположен в сан священника и назначен заведующим Леушинской церковно-учительской женской школы Новгородской епархии. 25 июня 1904 года определением Св. Синода он был перемещен в Минск на должность епархиального наблюдателя «школ церковно-приходских и грамоты Минской епархии» с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского Собора. Очень скоро в среде минского духовенства отец Димитрий приобрел широкую известность и зарекомендовал себя с самой положительной стороны.

По своим обязанностям епархиального наблюдателя он много ездил по епархии, общался с духовенством и за короткое время смог достаточно хорошо ознакомиться с особенностями местной церковной и народной жизни. Будучи коренным россиянином, отец Димитрий, оказавшись в Белоруссии, столкнулся со многими не известными до этого для него проблемами. Он сразу почувствовал, какую опасность здесь представляют польское движение и католическая пропаганда. Особенно резко эта проблема обнажилась после обнародования 17 апреля 1905 года Императорского Указа «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно Указу отпадение от православия более не преследовалось, и люди свободно могли избирать для себя вероисповедание. Кроме того, разрешалось преподавание Закона Божьего на национальных языках. После выхода Указа на окраинах Российской Империи случаи отпадения от православия стали массовыми. Отчасти это явление имело вполне естественный и даже оправданный характер, но во многих случаях становилось результатом религиозного совращения.

В Белоруссии в это время заметно активизировалась католическая и польская пропаганда. Ксендзы и шляхта начали устраивать всевозможные религиозно-патриотические манифестации-процессии, с флагами, лентами национального польского цвета с целью демонстрировать перед православным белорусским населением свое якобы торжество над православием и заодно подчеркнуть бессилие русской государственной власти. Католические иерархи—архиепископ граф Шембек и епископ барон Рооп—специально разъезжали по Белоруссии в сопровождении кавалькады всадников в польских «конфедератках» (шапках), с национальными лентами через плечо, польскими гербами и другими атрибутами польской государственности. В то же время стали искусственно, без особой потребности открываться польские школы, в большинстве случаев тайно. Ксендзы раздавали народу листовки, брошюры с призывами переходить в католичество, распространяли слухи о якобы законном восстановлении унии. Помещики-поляки оказывали разного рода давление на своих крестьян. Так, например, некоторые помещики соглашались сдавать свои земли в аренду крестьянам только в том случае, если последние соглашались принять католичество. Постепенно польско-ксендзовская пропаганда делала свое дело, и массы неокрепших в вере простых людей, по своей необразованности и доверчивости, увлекались в католичество и уже начинали с некоторым презрением смотреть на все русское и православное.

Такая ситуация не могла не вызвать противодействия со стороны православных людей. Для борьбы общими силами с надвигающейся католической и антирусской пропагандой необходима была некая форма объединения—знамя, под которым бы могли объединиться и вместе трудиться люди самых разных профессий и положения, люди, которым не безразличны были судьба православия и отечества. Таким объединением явилось открытое в феврале 1907 года Минское Православное Народное Братство во имя Животворящего Креста Господня.

У самых истоков создания Братства стоял отец Димитрий Павский. Еще до этого, по должности епархиального наблюдателя церковных школ, отец Димитрий входил в Минское епархиальное Свято-Николаевское Братство, которое было соединено с Епархиальным Училищным Советом. Однако, к сожалению, Братство это, малочисленное и малоактивное, очень вяло проявляло себя в церковно-общественной жизни. Между тем, время требовало большой активности и энергии от церковных людей. И вот, как альтернатива старому епархиальному Свято-Николаевскому Братству, было организовано молодое, деятельное Братство во имя Животворящего Креста Господня. При том организовано на самых широких началах, не только из представителей клира, но и при широком участии мирян, почему и было названо Народным. С открытием нового Братства отец Димитрий стал одним из активнейших его членов.

С самого начала своей деятельности Братство стало проводить внебогослужебные беседы в храмах Минска. До 500-800 человек слушателей привлекали эти беседы, среди которых было немало и городской интеллигенции. На братских беседах среди других лекторов регулярно выступал и отец Димитрий. Кроме организации публичных бесед, Братство учредило Справочное бюро для оказания помощи православным людям в трудоустройстве, оказывало материальную помощь нуждающимся, помогало в погребении умерших бедняков и многое другое. Братство обращалось с воззванием к православным не отдавать своих детей в католические школы, возбудило ходатайство об увеличении содержания недостаточно субсидируемых земством церковно-приходских школ. Братство стало издавать газету «Братский Листок», в подготовке которой участвовал и отец Димитрий. Новоучрежденное Народное Братство сразу обратило на себя внимание в обществе—вызвало самые лестные отзывы со стороны старейшего и авторитетнейшего Виленского Свято-Духовского Братства, неоднократно удостаивалось благодарности епархиального архиерея. Среди пожизненных членов Минского Православного Народного Братства были такие выдающиеся личности, как митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Одновременно с активной деятельностью в Братстве, отец Димитрий Павский состоял членом Совета и Товарищем Председателем Минского Церковного Историко-Археологического Комитета.

В июне 1908 года он нес послушание инспектора и преподавателя временных педагогических курсов для учителей и учительниц церковных школ Минской епархии.

Активное участие принимал отец Димитрий и в подготовке первого (после 300-летнего перерыва) съезда представителей западнорусских православных Братств, инициированного Минским Народным Братством, проходившего в Минске 29-31 августа в 1908 года. К тому времени он пользовался среди братчиков таким авторитетом, что единодушно был избран участниками съезда его председателем. На съезде отец Димитрий сделал доклад о тайных польских школах, обнаруженных в Минской губернии, и о сохранении русских школ грамотности. Он призывал участников съезда активно бороться с наступлением католичества, не понаслышке зная, с какой изобретательностью и упорством действуют его распространители.

Вообще вопросы народного образования искренне волновали и заботили отца Димитрия. Прекрасно понимая, что начальным образованием во многом закладывается фундамент мировоззрения человека, он не мог оставаться безучастным и безразличным к тому, в чьи руки оно попадет и кто будет влиять на народное сознание. Так в феврале 1911 года на епархиальном съезде членов Братства во имя Животворящего Креста Господня, проходившего под председательством отца Димитрия, по его инициативе министру внут-ренних дел была послана телеграмма от имени Братства с просьбой к Государю Императору, чтобы церковно-приходские школы не были изъяты из ведения Церкви. Дело в том, что проект изъятия начальных церковно-приходских школ из ведомства православного исповедания и передачи их в ведение Министерства Народного Просвещения уже не первый год обсуждался в правительственных кругах.

В эти годы деятельность Братства заметно расширилась и уже не ограничивалась только деятельностью религиозного свойства. Братство начало бороться с революционной деятельностью в деревне и приступило к активной экономической помощи крестьянству. Многими провинциальными отделами Братства открывались ссудно-сберегательные кассы и потребительские лавки для удовлетворения нужд крестьян, стремившихся вырваться из кабалы ростовщиков-евреев.

16 июля 1910 года священник Димитрий Павский был назначен настоятелем Минского кафедрального собора, с увольнением от должности епархиального наблюдателя церковных школ, и 30 июля 1910 года возведен в сан протоиерея. За ревностное и добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей он 6 мая 1911 года был награжден от Св. Синода наперсным крестом.

Помимо настоятельских трудов, отец Димитрий с конца 1911 года трудился в качестве члена Минской Духовной Консистории. В марте 1912 года он был уволен от консисторской службы и назначен преподавателем в Минскую Духовную Семинарию, где читал лекции по обличительному богословию, истории и обличению раскола и сектантства. Кроме того, он состоял членом-сотрудником и делопроизводителем Минского отдела Императорского православного Палестинского Общества, членом Минского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества, секретарем совета Минского отдела Всероссийского Национального Союза, а с 1915 года был цензором Минских Епархиальных Ведомостей.

В самом начале 1915 года во время Рождественских Святок отец Димитрий сопровождал Преосвященного Митрофана, епископа Минского и Туровского, в поездке по приходам, расположенным в непосредственной близости от боевых действий.

В сентябре 1915 года отец Димитрий (временно) исполнял обязанности настоятеля Колпинской церкви.

В 1916 году Главнокомандующий армиями западного фронта генерал-адъютант А. Е. Эверт наградил отца Димитрия за усердную службу и труды, понесенные в военное время, орденом Св. Владимира 4 степени.

В 1917 году отец Димитрий при неизвестных обстоятельствах покидает кафедральный собор и становится настоятелем церкви Святого Духа в Острошицком Городке бывшего Минского уезда. Возможно, на происшедшую перемену повлияли его общественно-политические взгляды. Ведь отец Димитрий, как упоминалось выше, был деятельным членом и секретарем Минского отдела Всероссийского Национального Союза—известной национал-монархической организации.

Всероссийский Национальный Союз образовался в 1908 году во времена столыпинского правления и работы III Государственной Думы. В отличие от радикально настроенных крайне правых организаций, вроде Союза русского народа, Национальный Союз был организацией весьма умеренных, если даже не сказать либеральных взглядов (без всякого антисемитизма), и пользовался поддержкой правительства. В его состав входили в основном умеренно-правые представители образованного русского общества—национально настроенные профессора, отставные военные, чиновники, публици-сты,—объединенные общей идеей главенства народности в трехчленной русской формуле: «Православие, Самодержавие, Народность». Членами Союза, например, были такие известные ученые, как профессора П. Я. Армашевский, П. А. Кулаковский, Н. О. Куплевасский, П. И. Ковалевский, П. Е. Казанский и другие.

Целями Всероссийского Национального Союза, по уставу, было содействие: господству русской народности, укреплению сознания русского народного единства, устройству бытовой самопомощи и развитию русской культуры, укреплению русской государственности и т. п. Исповедуемый представителями Союза национализм не носил агрессивного характера, это был национализм не захвата или насилия, а национализм честного разграничения и преследовал одну лишь цель—величие России. Национальный Союз не был массовой организацией, а представлял собой нечто вроде элитарного клуба, клуба интеллигентов.

После февральской революции 1917 года государственная власть находилась в весьма зыбком состоянии, а усиливающееся революционное брожение и отсутствие гражданской дисциплины стали приводить ко многим отрицательным эксцессам в отношении к представителям духовенства. Нередкими стали случаи, когда священнослужители даже подвергались аресту по распоряжению местных Исполнительных Комитетов, а иногда и по инициативе частных лиц, причем без предъявления уполномочивающих их на то документов, без ясного определения вины арестовываемых, а в иных случаях исключительно в виду бывшей принадлежности их к монархическим организациям. В некоторых случаях налицо было просто откровенное сведение счетов по тем или иным мотивам. Иногда причиной арестов являлась неблагоприятная оценка пастырской деятельности священнослужителей, которые при этом насильственно удалялись от занимаемых ими мест, с лишением их возможности совершать богослужение, причем без всякого при этом участия церковной власти, в нарушение канонического церковного и установленного государственными законами порядка. Возможно, жертвой как раз именно таких процессов и стал отец Димитрий Павский и за свои взгляды был вынужден под давлением оставить настоятельство в кафедральном соборе и даже сам Минск. В последствии он, как и все представители православного духовенства, не раз подвергался в тяжелые годы гонений на Церковь всевозможным притеснениям со стороны уже советских властей.

В 1931 году отец Димитрий был впервые арестован за то, что не пожелал отречься от сана священнослужителя. Формально отцу Димитрию предъявили обвинение в агитации против образования колхозов. Осужденный Острошицко-Городецким народным судом, он был приговорен к пяти годам заключения в концлагере.

Досрочно освобожденный из лагеря, отец Димитрий переехал на жительство в Тверскую губернию, откуда был родом, и занял там место настоятеля приходской церкви села Ульяново Погорельского района. Здесь в июле 1937 года его арестовали второй раз, предъявив совершенно надуманное обвинение в «контрреволюционной шпионской деятельности».

Везде, где бы ни служил отец Димитрий Павский, он пользовался большим авторитетом, любовью и уважением среди верующих. В суровое время гонений на Церковь Христову отец Димитрий нередко открыто высказывал свои взгляды на происходящее. До нас дошли некоторые из его высказываний, в отдельных чертах передающие живой облик этого пастыря.

Однажды во время проповеди отец Димитрий обратил внимание верующих на то, сколь широкое распространение в обществе получил грех кощунства, пояснив, что этот грех выражается в неуважительном отношении к святыне и священнослужителям. Незадолго до проповеди местная ребятня, омраченная новой идеологией, забросала его камнями на пути в церковь. Отец Димитрий сказал тогда, что детям этот грех простится по их неразу-мию, а вот взрослые, воспитавшие подобным образом детей, ответят перед Богом.

Вскоре власти решили забрать у местной церкви сторожку, переоборудовав ее под помещение для аптеки. По этому вопросу отец Димитрий, совместно с прихожанами, был вызван в сельсовет. Там он наотрез отказался передать сторожку властям, поддержав верующих, законно противившихся расхищению церковного имущества под мнимо благовидным предлогом.

Чашу терпения властей переполнил молебен, отслуженный отцом Димитрием в июне 1937 года во время продолжительной засухи. Вскоре после молебна пошел сильный дождь… Верующие со слезами на глазах говорили друг другу: «Помолились, и Господь дал дождь!»

А 23 июля 1937 года отца Димитрия арестовали.

На допросе он вел себя с удивительным спокойствием, с ясным сознанием того глубокого, неземного смысла, которым было исполнено его страдание. Его допрашивали всего один раз. После этого, ввиду предвзятости задаваемых вопросов, он отказался о чем-либо разговаривать со «следователем». Виновным себя ни в чем не признал и на допросе никого не оговорил.

14 августа 1937 года отца Димитрия расстреляли.

12 декабря 1999 года протоиерей Димитрий Павский был прославлен в лике 23-х новомучеников—местночтимых святых Минской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года—в числе новомучеников и исповедников Российских XX века. vПамять его совершается 15/28 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Моли Бога о нас, святый священномучениче Димитрие, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших! 


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЛЕОНИД

Протоиерей Леонид Платонович Бирюкович (†1937)

день памяти 20 августа (н.ст.)

Леонид Бирюкович родился в селе Ухвала Борисовского уезда в семье священника. После окончания Минской Духовной Семинарии был псаломщиком. С 1899 года служил настоятелем церкви Успения Божией Матери в селе Бродец Минской губернии. Тридцать семь лет жизни отдал отец Леонид окормлению прихожан этой деревни, затерянной среди лесов и болот. В 30-е годы священника несколько раз арестовывали. В 1935 году между сельчанами и местными властями вспыхнул конфликт из-за решения о закрытии храма. В течение нескольких суток прихожане обороняли свой храм, не подпуская к нему активистов-безбожников. Тогда церковь закрыли, виновными в конфликте были объявлены священник Леонид и псаломщица Анна Соболь. Обоих незамедлительно арестовали, Однако в 1937 году отца Леонида неожиданно освободили. Он тут же занялся сбором подписей за открытие храма. Пастыря снова арестовали. После жестоких мучений он был расстрелян в Минске.


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ

Протоиерей Михаил Петрович Плышевский (†1937)

день памяти 20 августа (н.ст.)

Михаил Плышевский родился в селе Вороничи Минской губернии в семье священнослужителей. Он окончил Минскую Духовную Семинарию и в сане иерея был назначен настоятелем церкви Пророка Илии в селе Шацк. С приходом к власти большевиков о. Михаил арестовывался неоднократно. Находился в заключении 1929 - 1930 г. Был под следствием по несколько месяцев в 1932 и 1933 годах. Его надеялись запугать и отвратить от священства. Но, несмотря на преклонный возраст и телесные немощи, о. Михаил остался верен своему призванию и не шел на сделки с совестью. В 1937 году его снова арестовали по обвинению в том,что за время переписи населения он призывал сограждан записываться верующими. По этому же обвинению арестовали старосту церкви Александра Шпаковского. Обоим вынесли смертный приговор. Они приняли смерть мучеников в день Преображения Господня со словами молитвы, за все благодаря Господа…


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН

Протоиерей Иоанн Васильевич Вороней (†1937)

день памяти 20 августа (н.ст.)

Иоанн Вороней родился в семье священника в селе Холопеничи Борисовского уезда. По окончании Минской Духовной Семинарии был псаломщиком в церкви села Скепиево Слуцкого уезда. С 1891 года жизнь о. Иоанна неразрывно связана с пастырским служением в местечке Смиловичи Минской губернии. Там он настоятельствовал при Свято-Троицкой церкви, затем - Свято-Георгиевской. В 1916 - 1917 годах в Смиловичах размещались тыловые воинские части, и о. Иоанн совершал духовное окормление солдат и офицеров. За самоотверженное служение в эти годы пастырь был награжден орденом Святой Анны. В последующие годы на его долю выпали тяжелейшие испытания. Отец Иоанн возмущался обманом и ограблением крестьян, что стало поводом для его ареста и ссылки в 1930 году. Затем пастырь возвратился в Смиловичи и снова служил в церкви святого Георгия Победоносца. Его стали постоянно вызывать - обычно накануне воскресных и праздничных дней - в отдел НКВД, где допрашивали ночами напролет. В 1935 году Свято-Георгиевскую церковь закрыли. Священник совершал требы по домам прихожан. В 1937 году последовал вторичный арест. На допросах он виновным себя не признал, мужественно исповедал православную веру. Протоиерей Иоанн был расстрелян в день Преображения Господня.


Преподобная Манефа Гомельская (†1984)

день памяти 24 августа (н.ст.)

1-го апреля 1918 года в деревне Севруки под Гомелем в семье в семье Владимира и Гликерии Скопичевых родилась девочка. При крещении ее нарекли Марией в честь пустынницы Марии Египетской. Однако вскоре радость, связанная с рождением ребенка, омрачилась: врачи вынесли приговор - девочка никогда не будет ходить. Надежды на избавление от тяжелого недуга не было... Таким трагичным было начало жизненного пути святой земли белорусской преподобной Манефы Гомельской.

Мария, не обращая внимания на свой недуг, старалась помогать матери в работе по дому, научилась превосходно кроить и шить одежду. Окружающие любили девочку за добрый нрав и золотое сердце. С ранних лет Мария полюбила молитву, чем очень отличалась от своих сверстников. Часто на маминых плечах добиралась Мария в женский монастырь в Ченках на праздничное богослужение или просто для молитвы. Встречаясь с девушкой, игумения Ченковского Тихвинского монастыря Поликсения всякий раз звала ее к себе в обитель. Мария много молилась, прежде чем решиться на уход в обитель. Девушка приняла монашеский постриг в малую схиму 19 августа, в день Преображения Господня.

Несмотря на телесную немощь, матушка смиренно подчиняется воле Божией. Святая непрестанно молилась, строго постилась, рукодельничала, была образцово послушной и вскоре приняла постриг в великую схиму, который совершил один из последних Оптинских старцев схиигумен Макарий, ставший духовным отцом схимонахини Манефы.

В дальнейшем, свой монашеский подвиг матушка Манефа несла в миру. Огромная доброта притягивала к ней страждущих односельчан и людей из дальних мест. Главный и постоянный ее совет был: молитва, покаяние и милосердие. Оставаясь подвижницей в трудах и добродетелях, оказывая людям молитвенную помощь и исцеляя их, она приближала всех к православной вере.

Преподобная видела, кто и с какими помыслами идет к ней. С людьми говорила просто, ровно, никогда не повышая голоса. Могла сказать незнакомым ей прежде людям о самом сокровенном в их душе, рассказать о прошлом, предсказать будущее, дать безошибочно полезный совет. По молитвам матушки Манефы совершались также и исцеления. Старица была искренней бессребренницей, но, имея благословение схиигумена Макария, с благодарностью принимала то, что ей настойчиво давали во славу Божию, и кормила совсем неимущих и приходивших издалека. Преподобную посещали все, имеющие духовные и телесные нужды - и священники, и миряне. Приходили даже совсем неверующие люди и, познавая силу молитв преподобной, искренне обращались к Богу.

Подвижница веры и благочестия, усердная молитвенница умерла 25 февраля 1984 года. Однако многие люди не забывали матушку, приходили на ее могилу, просили о помощи и получали исцеления и духовную крепость.

11 августа 2006 года святые мощи схимонахини Манефы были обретены нетленными и находятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля. 

Вера в Бога и Его милосердие способна изменить всю жизнь человека, только бы человек сам этого захотел. Блажен, кто пребывает в Боге, кого Он избрал и приблизил, зримо свидетельствуя о том, как "сила Божия в немощи совершается". Через таких людей спасалась земля наша, да и по сей день по их молитвам еще держится. Через схимонахиню Манефу Бог открывает нам еще одно окно в духовный мир.

Празднование церковной памяти преподобной Манефы Гомельской установить по юлианскому календарю 29 июля (11 августа н.ст.) — в день обретения мощей и в день ее прославления.