Собор Белорусских Святых. Июль

Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская († около 1550)

день памяти 19 июля (н.ст.)

Праведная Иулиания жила в первой половине XVI века, она принадлежала роду князей Ольшанских, которые имели владения на территории современных Беларуси и Украины. В середине XVI века у одного из них — князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на 16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви. В начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее (1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, с множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.

В XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений. Был при этом случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.

Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я — Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.

В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах.


Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий

День памяти 27 апреля, 26 июля (н.ст.)

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии, расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.

Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 г. оба святых мученика причастились Святых Таин, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 г. они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви. Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином. Такое признание привело князя к ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду. 13 декабря 1347 г. святой Евстафий был мучим и подвешен на том же дубе, что и его родственники святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников.

Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения — 13 (26) июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.


Преподобный Мартин Туровский († после 1146)

день памяти 10 июля (н.ст.)

В городе Турове был монастырь свв. князей Бориса и Глеба, где была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь жил и повар Мартин, он служил поваром при епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии. Епископ Георгий уволил Мартина со службы по старости его. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил на монастырских землях на выгоне. Живя один, он часто бывал болен, в приступах болезни он не мог служить даже себе самому. Усердно призывал он на помощь свв. угодников Бориса и Глеба. На третий день ему явились святые князья страстотерпцы и исцелили его, напоив водой. Блаженный Мартин выздоровел и славил Господа и его угодников. Прожил после случившегося св. Мартин еще год. Захоронен святой Мартин был на монастырском кладбище, рядом с храмом. В 1998 году в деревне Желудок Щучинского района построен новый храм, который освящен во имя преподобного Мартина Туровского.


Святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116)

день памяти 3 июля (н.ст.)

Святитель Мина, епископ Полоцкий, долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, так как до возведения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распространение веры Христовой после Крещения нашей земли. Епископ Мина возглавил полоцкую епархию в то время, когда в нее входила большая часть земель современной Беларуси. Его святительскими молитвами и стараниями возводились храмы и монастыри, воспитывались новые поколения священников, окормлялась полоцкая паства.  Кафедральным храмом святителя был знаменитый собор в честь Святой Софии, Премудрости Божией. При епископе возросла и приняла монашеский постриг преподобная Евфросиния Полоцкая. В 2005 году в городском поселке Иванец Минской области освящен храм в честь святителя Мины, епископа Полоцкого.


Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (†1919)

день памяти 6 июля (н.ст.)

Священномученик Митрофан родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии. При святом крещении его назвали Дмитрием, в честь святителя Дмитрия Ростовского, и будущий защитник святых устоев Православия воспринял от своего небесного покровителя замечательнейший дар проповеди слова Божия, которым он беспощадно разил врагов православия и вдохновлял души истинных чад церкви на благодатные труды во славу Божию.

В детстве будущий владыка испытал много скорбей. Эти скорби и испытания наложили на его лицо неизгладимую печать кажущейся суровости. Владыка и рад был, но уже не мог избавиться от этого гнёта, лёгшего на его душу. Уже будучи астраханским епископом, он с грустью говорил одному из соборных священнослужителей: "Сам я знаю, что кажусь всем людям строгим, и часто думаю, что это за отвратительная черта. Но всегда успокаиваю себя тем, что это вовсе не суровая строгость, а скорее строгая задумчивость. Если бы вы знали, как суровы и безрадостны были мои детские и отроческие годы! Сколько человеческой гадости мне пришлось узнать, сколько обид, унижений и огорчений перенести! И вот с ранних лет легла на моё лицо печать задумчивости и никак не могу справиться с нею".

После окончания училища, Дмитрий поступает в духовную семинарию в городе Воронеже. В 1890 году он закончил духовную семинарию, женился, и в этом же году к необыкновенной радости его матери (отец не дожил до этого дня), его рукополагают в сан дьякона.

Через три года умирает его супруга. Отец Дмитрий усмотрел в этом особый промысел Божий, призывающий его на путь монашеского подвига. В 1893 году он поступает в Киевскую Духовную Академию с целью продолжить своё образование и в то же время, укрепляясь духом Киевских монастырей, особенно Киево-Печерской Лавры, подготовить себя к монашеству.

В 1896 году отец Дмитрий принимает иноческий постриг с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана Воронежского.

15 июня 1897 года иеродиакон Митрофан был рукоположен во иеромонаха, а в 1898 году, по окончании курса в Киевской Духовной Академии со степенью кандидата Богословия, магистранта, он был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии. После четырёхлетнего пребывания в Иркутске иеромонах Митрофан переводится в Могилёв, где он возводится в сан архимандрита и назначается ректором местной семинарии.

14 лет в жизни священномученика Митрофана было связано с его пастырскими трудами на Белорусской земле. 25 января 1907 года Высочайше повелено было ему быть епископом Гомельским, викарием Могилёвской епархии. Наречение во епископа происходило в Санкт-Петербурге 10 февраля, и 11 февраля хиротония в Александро-Невской Лавре.

Перед хиротонией Митрофан просил свою мать привезти ему старинную семейную икону Богородицы «Умиление». Он очень любил эту икону, и каждый день молился перед нею. В своей речи, при наречении его во епископа Гомельского, Митрофан заявил что за основу своей архипастырской деятельности он поставит борьбу с инородческой пропагандой и сектантством. И действительно, владыка много потрудился для укрепления православия в своей епархии. 

Вместе с архипастырскими обязанностями, на первосвященного Митрофана была возложена и другая ответственная миссия: его избрали представителем от Русской Православной Церкви в третью Государственную Думу. С 1907 по 1912 г.г. он мужественно отстаивал в стенах Думы интересы Православия, духовных школ, и всех истинных чад Матери Церкви против яростных нападок леворадикальной части депутатов.

На пятой сессии 16 апреля 1912 года владыка Митрофан произнес сильную речь в защиту Православной Церкви, а 13 мая, вместе с другим членом Думы - епископом Евлогием (Георгиевским), защищал в Думе тезис о значении Православной Церкви в России, как первенствующей.

3 ноября 1912 года владыка Митрофан был Высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. Так же как и в Гомеле, святитель на новой кафедре горячо отстаивал интересы православной церкви и русского (белорусского) населения края против усилившихся, после революционных событий 1905-1907г.г., католической пропаганды и польского засилья.

За эту непоколебимую позицию духовенство г. Минска называло владыку Митрофана, «стойким борцом за православно-русское дело». Исключительная ревность святителя о Церкви, её благе и чистоте, напоминала его пастве святую ревность архипастырей времен Вселенских соборов. Множество благостных начинаний за столь незначительное время своего пребывания на Минской кафедре удалось владыке претворить в жизнь.

Сознавая, как важно для каждого верующего человека знание духовной истории своего края, его духовных традиций, местных святых, епископ Митрофан поставил на должную высоту в народе память небесных покровителей епархии: святых святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, а также святого мученика младенца Гавриила, убитого иноверцами. Благодаря стараниям владыки, во всех храмах епархии была написана икона Минских святых, где они все собраны вместе, осеняемые Покровом Богоматери.

С какой радостью и духовным умилением встретил владыка появление этого священного образа, как родного детища, духовно взращенного в его сердце. Вскоре иконы Минских святых появились почти во всех храмах епархии и в домах многих её жителей. Продолжением этого благодатного дела было решение владыки создать в центре древней Туровской епархии - городе Турове, величественный каменный храм в честь святителя Кирилла Туровского. 

Грозные волны военных событий Первой Мировой войны докатились и до пределов Минской епархии. Одно время и сам город Минск находился в сильной опасности быть захваченным врагом. В тяжелейший для епархии момент, когда в сердцах даже самых стойких защитников города стала исчезать надежда на спасение, владыка совершил в привокзальном Казанском храме общественное моление, вызвавшее у богомольцев и у воинов отправлявшихся на фронт, прилив бодрости и духовных сил.

Владыка часто выезжал на фронт для воодушевления русских воинов и благословения их на ратные подвиги. Святитель не раз попадал под обстрел, но это не смущало и не останавливало его. Для раненых воинов по его благословению открывались епархиальные лазареты. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени владыка Митрофан был 14 мая 1916 года награжден орденом Святого Александра Невского. 11 июля 1916 года последовало Высочайшее повеление о перемещении епископа Митрофана на Астраханскую кафедру. 

Вскоре после своего прибытия в Астрахань, владыка присутствовал на панихиде на могиле святителя Иосифа, митрополита Астраханского. В молитвенной задумчивости испрашивал епископ Митрофан благословения на свои архипастырские труды на новом месте служения у молитвенного покровителя земли астраханской - священномученика Иосифа. И святитель Иосиф не остался глух к его просьбе - благословил, укрепил и направил по своим стопам на Голгофский крест, чтобы «положить душу за паству свою».

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский был арестован 25 мая 1918 года, в 6 июля 1919 года мученически убит без суда. Прихожанам стало известно, что всех расстрелянных отвезут на свалку, располагавшуюся за городом на Собачьем бугре, и зароют там. При замаскированном свете фонаря, на прибывшей телеге удалось рассмотреть тела убиенных. Всем присутствующим открылась тяжелая картина: архиерей был в нижнем белье. Рубашка у архиепископа Митрофана была окровавлена у груди и у рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки синяк и кровоподтек, - судя по всему, она была сломана. Владыка Митрофан был облачен в священнические одежды. Отец Дмитрий Стефановский снял с себя наперсный крест, и одел его на архиепископа Митрофана. К цепочке креста была прикреплена железная коробка, и в ней записка с изложением обстоятельств кончины и погребения. Ни гробов, ни архиерейских облачений в виду спешности погребения достать было невозможно - время и так подгоняло, а до рассвета оставалось совсем немного. Предположительное место первоначального захоронения расстрелянных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на территории 1-й городской Туберкулезной больницы.

В 2002 году Синод Белорусской Православной Церкви постановил причислить священномученика Митрофана к Собору Белорусских святых.