Собор Белорусских Святых. Сентябрь

Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский († 1648)

день памяти  18 сентября (н.ст.)

Время прп. Афанасия было временем насиль­ствен­ного введения на Брест­ском Соборе унии Пра­во­слав­ной Церкви с Римско-католи­ческой в под­власт­ной Польше За­пад­ной Руси. Те, ко­то­рые оста­ва­лись вер­ными Право­славию, под­вер­гались пре­следо­ваниям. От этих пре­сле­до­ваний право­слав­ные или ухо­ди­ли в степи или объединя­лись под защи­той немно­гих остав­шихся верными Право­славию вельмож.

Большинство же дворянства поддалось соблазну ополячивания и окатоличивания, главным образом под влиянием придворной жизни и иезуитских школ. Но городские жители – мещане стали образовывать церковные братства в защиту Православия; этим братствам Патриарх Константинопольский (которому подчинена была Западнорусская Церковь) даровал право самоуправления, то есть независимости от местных епископов. Он сделал это потому, что не мог доверять высшему западнорусскому духовенству, так как оно назначалось королем из лиц нестойких, безвольных, ведущих светский образ жизни и не только неспособных оказать сопротивление воле правительства, но даже охотно содействовавших проведению унии. Эти-то иерархи и подписали в 1596 г. незаконную Брестскую унию.

Прп. Афанасий (Филиппович) родился в это темное время, в 1597 г., в Бресте. Семья его сыздавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Он получил прекрасное образование, знал языки - русский, польский, греческий и латинский - и будучи 30 лет поступил в Виленский Свято-Духов монастырь, откуда его скоро перевели в Купятицкий монастырь в Минской области. По дороге он встретил калеку, нес его на своих плечах, и этот человек научил его непрестанной молитве.

Купятицкий монастырь основан был на месте явления 15 ноября 1182 г. чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Там была в древности воздвигнута церковь, но в 1240 г. она была сожжена татарами, и чудотворная икона 250 лет пролежала в пепле. В XV в. она была вновь обретена, и на этом месте был создан монастырь, а в 1655 г., после захвата его униатами, святая икона была перенесена в киевский Софийский собор, где и находилась до последнего времени. Помещается она на скрепе медного равнобедренного креста. Эта икона тесно связана с судьбой прп. Афанасия. Когда по прибытии своем он был назначен монастырским сборщиком, он впервые услышал от святой иконы голос, повелевавший ему идти к московскому царю, обещая ему заступничество. В то же время ему явился недавно скончавшийся иеродиакон Неемия и сказал: «Иду и я с Госпожою моею!»

Путь в Москву был очень трудный и опасный, потому что была война, граница была закрыта и везде были заставы. Но по дороге было с ним много чудесного: Божия Матерь являлась одному- крестьянину и сам преподобный видел раз иеродиакона Неемию. Прп. Афанасий был принят царем Михаилом Феодоровичем и вернулся обратно с богатой милостыней. По прибытии он был назначен, по просьбе братии, игуменом брестского Симеоновского монастыря.

В следующем же году, будучи в Варшаве, прп. Афанасий выхлопотал от короля Владислава грамоту, подтверждавшую все привилегии Брестского братства и обеспечивающую полную свободу Православной Церкви. Но в утверждении ее ему отказали. «Будьте все униатами, - сказали ему, - так мы и даром запечатаем!..» Высшее же православное духовенство в Варшаве, занятое исключительно своими частными делами, отнеслось к делу прп. Афанасия с полным равнодушием. Об общецерковных нуждах оно совершенно не радело.

«О, Боже правый! - пишет в своем дневнике пораженный скорбью прп. Афанасий. - Весы беззакония упали до самого края, уже не пекутся о православной вере, об утверждении славы Божией, все как будто стыдятся...». Раз в эти скорбные дни, когда преподобный читал пред Купятицкой иконой Божией Матери- акафист, он ясно услышал от Нее голос: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед польским королем и государством, грозя праведным гневом Божиим, который вот-вот наступит, если не образумятся!»  Повинуясь воле Пречистой, преподобный раздал членам сейма образки Купятицкой Божией Матери с «надписанием», содержащим в себе угрозу гнева и суда Божия за покровительство унии и притеснение Православия, и произнес в защиту его сильную речь в присутствии короля. Он подал ему подробное прошение, в котором говорит: «Если вы умирите Восточную Православную Церковь, то поживете лета ваши в счастии. Если же не умирите и не сметете с лица земли унию, то познаете гнев Божий. Образ Божией Матери да будет вам трубою и знамением».

За это преподобному пришлось много вынести от «старших отцов», очевидно испугавшихся за себя. Он был объявлен помешанным, подвергнут многочисленным допросам, тюремному заключению, лишен пресвитерства и отправлен на суд к митрополиту Киевскому Петру Могиле. Там варшавское решение было признано незаконным, а сам Афанасий оправдан. Когда он рассказал, как его водили по городу от одного духовного лица к другому, то знаменитый проповедник, архимандрит Иннокентий Гизель, заметил: «Как от Анны к Каиафе!»

Измученный пережитым, прп. Афанасий вернулся в свой монастырь: он искал только покоя и молитвы. Но опять он ясно слышит голос от Купятицкой иконы Божией Матери: «Афанасий! Проси еще, с помощью Моего образа, на будущем сейме перед королем и польским государством о полном уничтожении проклятой унии. Хорошо будет, если послушают и уничтожат ее: поживут еще счастливо в будущих летах!»

Преподобный так устрашился, что пять дней не ел и не пил и не знал, что делать. Наконец решил исполнить волю Пречистой. Но в ноябре его арестовали и отвезли в заключение в Варшаву: его заподозрили в каких-то разоблачениях, когда он был в Москве. Из заключения своего он написал прошение королю, описывая гонение на Православную Церковь, и напомнил обещание, данное им при вступлении на престол, умирить Православную Церковь. Второе прошение его, более краткое, кто-то бросил в карету короля при его проезде. Король приказал освободить Афанасия, но при условии, что митрополит Киевский возьмет его к себе.

Итак, до самой кончины митрополита Петра Могилы в 1647 г. прп. Афанасий жил в Печерской лавре. Но по возвращении его в Брест весной 1648 г. вспыхнуло казацкое восстание Богдана Хмельницкого, и все православные были огульно заподозрены в сочувствии повстанцам. 1 июля в монастырь явилась шляхта арестовать игумена по обвинению его в том, что он посылал повстанцам порох. Никакого пороха не нашли, но доносчик не выдержал и при всех злобно сказал гайдукам (солдатам): «Что ж вы не подкинули мешочка с порохом и не донесли, что нашли его тут у монахов?» Сами судьи убедились в неосновательности обвинения, но стали спрашивать другое: «Но ведь ты святую унию бесчестил и позорил!» Преподобный осенил себя крестным знамением и подтвердил все свои прежние слова. Его заковали в кандалы и заключили в замковую тюрьму.

В ночь на 5 сентября с него сняли оковы и перевезли в «обоз», то есть укрепленный лагерь, за город. Перед тем к нему приходили отцы иезуиты уговаривать его отступить от Православия, но ушли, ничего не успев, и послали к нему одного из своих учеников уговаривать его в последний раз. Но он отвечал ему так: «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так и мне приятно пойти теперь на смерть!» Начальник обоза отказался принять его, говоря иезуитам: «Он теперь в ваших руках, делайте с ним что хотите!»

Тогда его отвели в лесок недалеко от обоза и пытали огнем, и слышно было, как он грозно что-то говорил мучившим его. Потом крикнули гайдуку, чтобы он зарядил ружье, и приказали приготовить яму. В последний раз потребовали от него, чтобы он отказался от своих слов. Но он ясно ответил: «Что сказал - с тем умру!» Тогда велели гайдуку выстрелить ему в лоб. Гайдук, знакомый ему, встал на колени, испросил прощение его и благословение, а потом выстрелил. Преподобный продолжал стоять, прислонившись к сосне. Тогда велели сбросить его в яму. Он обернулся лицом к небу, сложил руки крестом на груди и протянул ноги, и его закопали живым. Потом так и нашли его лежащим.

В городе никто в эту ночь не спал. «В ночь, когда замучили покойного, великий трепет напал на нас и на всех мещан от этих дел, - пишут составители этой скорбной повести, послушники Брестского монастыря, ученики прп. Афанасия, следившие, скрываясь в кустах, за последними минутами своего наставника. - Ночь была ясная, не виделось облака, а молния была ужасная и разливалась по всему небу...»

1 мая, по указанию одного мальчика, было найдено тело покойного. Откопали его ночью и на другой день похоронили в монастыре в Симеоновском храме. Тление не коснулось его, но оно носило следы пыток и ружейных пуль. Лицо покойного почернело от пороха. Язык усох между зубами. «Думаем, что его похоронили еще живого, и это сделалось с ним от великой тяготы смертной. Бог благодатию Своею да утвердит нас в благочестии и да пошлет терпение имени Его ради святого», - так заканчивают повествование о злострадании св. преподобномученика Афанасия Брестского его верные ученики. Святые мощи его сгорели в 1816 г., но останки их почивают в раке в городском Симеоновском соборе.

Сильна и живуча в западной Руси память прп. Афанасия. Но до XIX в. чудеса его не записывались. В 1856 г. от святых мощей его получил исцеление десятилетний мальчик Александр Поливанов, уроженец Владимирской губернии, и отец его соорудил для них драгоценную раку. В I860 г. протоиерей Василий Соловьев получил исцеление от грыжи, угрожавшей ему смертью. Житие св. преподобномученика Афанасия было впервые написано в XVII в. по-польски студентами Киево-Братской школы по дневникам его и запискам его послушников.


Преподобномученик Макарий, игумен Пинский († 1678)

день памяти 20 сентября (н.ст.)

Преподобномученик Макарий Каневский родился в 1605 году в древнем волынском городе Овруче в благочестивой семье Токаревских, известных ревнителей православия. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, любви к молитве и храму. Вскоре юный подвижник, «Спаса Христа измлада возлюбивши», навсегда оставил родительский дом и в 1614 году поступил в Овручский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Молитва и чтение святоотеческих творений стали любимым занятием постриженного молодого инока.

В 1625 году инок Макарий был направлен епископом Пинским Авраамием в Купятицкий Пинский монастырь. Там преподобный настолько прославился подвижнической, добродетельной жизнью, что вскоре (в 1630 году) был рукоположен епископом Лазарем (Барановичем) в сан иеродиакона, а через два года - и в иеромонаха. 

С 1637 года преподобный Макарий исполнял обязанности настоятеля Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область), а с 1656 по 1659 годы был настоятелем Купятицкого Пинского монастыря. В 1660 году, в сане архимандрита, «ко спасению вечному православные люди приводя», святой Макарий руководил братией родного Овручского Успенского монастыря. Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси. Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии. Но угодник Божий Макарий на падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество. «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, - говорил он, - Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?.. Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю». И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога. 

Во время нападения на обитель в 1671 году униаты призывали святого Макария перейти в унию, но «веры православныя неустрашимый защитниче» мужественно отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились пред земным властителем - римским папой». Разъяренные поляки, подстрекаемые иезуитами, разорили город и обитель и разогнали всех иноков. Преподобный Макарий отправился в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он провел в подвигах два года. Но такой ревностный защитник Православия нужен был не только в Киеве. Митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий, «поучая всех истинной вере и житию Богоугодному», прославился многими чудесами и благодатным даром прозрения. Множество убогих, бедных, больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовный совет и исцеление. 

Однажды святой Макарий исцелил ослепшего жителя города Канева. «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому, - сказал он, - иди к навечерию Богоявления Господня и молись». Во время Богослужения, когда преподобный читал слова молитвы на освящение воды «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой увидел мелькнувший возле глаз яркий луч света и внезапно прозрел. В благодарность Богу исцелившийся построил храм в честь Святого Богоявления. Известен случай, когда преподобный Макарий «ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию. «Читай одну молитву "Отче наш", - говорил преподобный юноше, - и в ней найдешь все - и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре стал честным и добродетельным человеком. 

За два года до блаженной кончины преподобный Макарий предсказал о разорении Канева и своем страдальческом завершении жизни. Он неустанно призывал твердо и безбоязненно исповедовать святое Православие: «Приять венец нетленный нельзя иначе, - говорил святой, - как совершая законно подвиг свой. Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предстоящий им подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса». 

4 сентября 1678 года турки и татары напали на Канев и ворвались в монастырь. С крестом в руках преподобный бесстрашно встретил варваров на паперти храма. Татары стали жестоко бить его, требовали указать, где спрятано монастырское золото и имущество. «Мое золото на Небе, а не на земле» - отвечал святой старец. Нечестивые захватчики стали избивать его палками, ломали руки и ноги железными орудиями и сдирали с него кожу. Но святой Макарий, призывая Сладчайшего Иисуса, терпеливо переносил мучения. «Стопы моя направи на путь мирен к Тебе, Боже, - восклицал он, - ибо сего желает и в сем скончается душа моя». 

Через два дня (7 сентября 1678 года) мучители отсекли преподобному Макарию голову и бросили тело на площади. Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма. Когда захватчики ушли из монастыря, то уцелевшие жители города нашли тело преподобномученика нетленным. Словно живой, в одной власянице, с крестом на груди и с крестом в руках лежал преподобный. 8 сентября 1678 года христиане погребли его святые мощи под жертвенником храма. 

В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного, и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. 13 мая 1688 года последовало торжественное перенесение мощей в Переяславльскую Воскресенскую церковь. В 1713 году святые мощи были перенесены в Свято-Михайловский монастырь, а затем в 1786 году - в Переяславльский Вознесенский монастырь. 

В настоящее время мощи преподобномученика находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Черкассы. 


Святой праведный Иоанн, чудотворец Кормянский († 1917)

день памяти 9 сентября (н.ст.)

Отец праведного Иоанна служил иереем в местечке Стрешин Рогачёвского уезда в Свято-Покровской церкви. Мать, ожидавшая Святой праведный Иоанн, чудотворец Кормянскийрождения ребёнка, каждую службу приобщалась Святых Христовых Тайн. На одной из служб в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он, подойдя, поклонился и пророчески произнёс: “Хотел бы я взять благословение, но не доживу”.

Родился будущий отец Иоанн 20 октября 1837 года. В скором времени младенца окрестили и нарекли в честь апостола Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. По окончании церковно-приходской школы его отдают в духовное училище, закончив которое, он получает направление в семинарию. После окончания семинарии в 1859 году его направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией, дочерью покойного иерея Филиппа. После венчания в 1862 году Иоанн подаёт прошение на рукоположение. Преосвященнейший Евсевий Орлинский, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого рукополагает Иоанна Иоанновича Гашкевича во иерея и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачёвского уезда.

В молитвах и трудах проходили молодые годы служения о. Иоанна. В деревне Шерстин за 14 лет в иерейской семье родилось четверо детей: Михаил, Игнатий, Симеон и дочь Татиана. В 1876 году о. Иоанн со своей семьёй по благословению Преосвященнейшего Евсевия перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. Этот храм становится местом усиленного подвига батюшки. Наравне с трудами по благоустройству храма и принадлежавших ему построек, он всё больше предаётся умственной Иисусовой молитве, которую любил с детства.

С 12 апреля 1893 года в течение трёх лет отец Иоанн находится на должности духовного следователя в благочинии. С этого же года его избирают в благочиннический совет, где он несёт послушание в течение 12 лет. За это он был награжден Святейшим Синодом в 1906 году орденом Святой Анны III-степени. Жена Мария в Огородне рожает ещё троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. В 70-летнем возрасте о. Иоанн был возведён преосвященнейшим Евсевием, епископом Могилёвским, в сан протоиерея. Через 5 лет, во время 50-летнего юбилея священнослужения, награждается орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 75-летнем возрасте уходит за штат, уступая место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную мечту детства – побывал в Киево-Печёрской лавре, где получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.

Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Батюшка поучал всех любить друг друга и быть покорным властям, поставленным от Бога. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад. Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Он ревностно призывал к покаянию и говорил, что скоро изольёт на нас Господь чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим помогал в своей жизни делами и словами, смиренно неся крест пастырского служения. В настоящее время мало осталось тех, кто ещё помнит батюшку живым.

Рассказывает раба Божия Евдокия: “По смерти батюшки ходили часто на могилку. Придем, бывало, сразу на могилку, а потом в храм входим. Всё ему рассказывали там, на могилке” В 30-м году на Пасхальной всенощной вышла она из храма после утрени, смотрит на восток: от храма сияние на небе и крест стоит, а за престолом стоит батюшка с поднятыми руками и молится. Побежала она, позвала людей, и многие видели это чудное видение над храмом на небе в пасхальную ночь 30-го года. Этим своим явлением в ночь на Пасху над храмом, батюшка возвестил народу, что он и по своей кончине молится Господу у Престола за людей Божиих. Вскоре храм был закрыт, а люди, помня явления батюшки, говорили: “Он нас не оставляет в своих молитвах”.

Как-то молилась одна благочестивая девица, чтобы Господь послал ей верующего парня для семейной супружеской жизни, и однажды ей во сне явился старец и говорит: “Ты приходи ко мне на обед, там и встретишь”. Пошла она в храм, а там прихожане из другой деревни заказали панихиду по батюшке. На панихиду приехали родители с сыновьями. Познакомилась она впоследствии с молодым Павлом, и жили они, как подобает православным христианам. А батюшку она благодарила всю свою жизнь.

Батюшка говорил: “Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.

Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.


Преподобномученик Серафим Жировичский (†1946)

день памяти 6 сентября (н.ст.)

Родился архимандрит Серафим (в миру Роман Романович Шахмуть) в 1901 г. в селе Подлесье Ляховичского района. Чувствуя в себе монашеское призвание, в июне 1922 года он оставил дом и отправился в Жировичский монастырь. Здесь  через год принял монашеский постриг с именем Серафим. В 1926 году его рукоположили во иеродиакона, а вскоре — во иеромонаха, а еще через три года иеромонах Серафим  был возведен в сан игумена.

Архимандрит Серафим был хорошим проповедником, и августе 1941 года ему и иерею Григорию Кударенко была доверена высокая и ответственная миссия: организовать на оккупированной территории Беларуси приходскую жизнь там, где она была разрушена в довоенный период.

Стремясь охватить как можно больше населенных пунктов, миссионеры отправились в дорогу не поездом, а на лошадях. Путь их был долог и труден. По дороге в Минск они посетили множество селений, в каждом из которых  совершали Богослужения, осматривали сохранившиеся храмы, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, несли слово Божие.

Недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники открыли женский монастырь.

Известно, что во время миссионерского путешествия отцом Серафимом было открыто 74 храма.

В тех местах, где побывали отец Серафим и отец Григорий, они собирали материалы о преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенные годы.

Прибыв в Минск осенью 1943 года, архимандрит Серафим и отец Григорий стали служить в открытой ими Свято-Духовой церкви (ныне — кафедральный собор). При храме был открыт монастырь, а еще отец  Серафим имел пастырское попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами.

В июне 1944 года проповедники переехали из Минска в Гродно, где посещали лазареты, причащали раненых, проповедовали. 6 сентября их арестовали. Пять дней длился допрос на месте, затем их перевезли в минскую тюрьму.

На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не скрывая от следователя своих взглядов, отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Святая Русь была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священников, а дети росли некрещеные и не венчались...». Такая откровенность пастыря, конечно же, пришлась не по душе представителям безбожной власти.

Их продержали под следствием ровно десять месяцев и Особым Совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 года обоим заключенным вынесли приговор о лишении свободы сроком на 5 лет и отправили в лагеря Горьковской области, поместив в 12 километрах друг от друга. Но и через расстояние они поддерживали между собою связь. Отец Григорий сразу узнал о смерти отца Серафима и ее обстоятельствах.

Не оставив проповедь веры, отец Серафим многих в лагере привел к Богу. Как ни пыталось лагерное начальство разными наказаниями его остановить, ничего не получалось. Приблизительно через год после вынесения приговора архимандрит Серафим (Шахмуть) скончался в лагере по официальной версии от сердечной недостаточности…

День памяти преподобномученика Серафима Жировичского отмечается 6 сентября, в день ареста, явившегося началом его мученического подвига. А накануне в храме г. Слонима, названном в честь святого, Божественную Литургию совершает Правящий Архиерей. Затем Крестным ходом с иконой преподобномученика Серафима  верующие направляются в Свято-Успенский Жировичский монастырь – монашескую обитель, откуда начал свое восхождение к подвигу во имя Христа архимандрит Серафим.


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ

Диакон Николай Васильевич Васюкович (†1937)

день памяти 2сентября (н.ст.)

Николай Васюкович родился в семье священника. После окончания в 1908 году духовного училища он работал учителем народных школ, а с 1913 г. стал служить псаломщиком, затем диаконом в церкви Рождества Богородицы села Литвяны. В 1930 году местные активисты сожгли церковь. Прихожане плакали у пепелища. После этого события о. Николай как-то раз сказал, что у власти сейчас "банда проходимцев, которые издеваются над православным народом". Диакона Николая арестовали в 1937 году. Не добившись на допросах отречения от сана, его приговорили к расстрелу. Он принял мученическую кончину в Минске, оставшись верным сыном Православной Церкви.