Собор Белорусских Святых. Апрель

Святая праведная София, княгиня Слуцкая (†1612)

день памяти 1 апреля (н.ст.)

София Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Беларуси. Около 1270 г. город оказался во власти литовских князей, в 1395 г. образовался особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда — Александр (Олелько) Владиславович.

Под управлением Олельковичей Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Великого княжества Литовского. Этот род явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. 

Богатым и влиятельным было тогда принадлежащее отцу Софии и его трем братьям Слуцкое княжество. Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Вскоре умирают и оба дяди Софии – Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию деда, София становится еще и княгиней Копыльской. После этих событий Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти лет. Ее опекуном становится родственник со стороны матери, жмудский староста Юрий Ходкевич.

Детство девочки прошло в его имениях в Берестье и Вильно. В этом время София, предоставленная самой себе, начинает увлекаться чтением Святых книг, долгими беседами со священниками. Ходкевичи задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла. Разумеется, София ничего не знала об этом решении.

День бракосочетания назначили на воскресенье 1 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако незадолго до венчания появилась еще одна проблема — опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком. Но Православие, вера предков — главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась на брак.

Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В это время ей принадлежал город Слуцк, и княгиня встала на защиту народа и православных святынь «от униатского насилия».

С участия княгини Софии, Слуцк оставался твердыней Православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные храмы в дни их престольных праздников. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты православия. Вдобавок, Софья убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии.

Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов о пожертвованиях церквям. На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам. К сожалению, Господь не дал супругам потомства. В 1604 и 1608 г. их дети Николай и Екатерина умерли младенцами. А 19 марта 1612 г., родив мертвого ребенка, скончалась и сама София. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич.

Безвременная кончина супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Но и по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.

Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой.

В 30-х годах прошлого столетия мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников они были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, но вскоре из-за угрозы вывоза в Германию стали храниться в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны нетленные мощи Святой Софии Слуцкой вновь вернулись в Свято-Духов Собор.

3 апреля 1984 г. православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.

Святой Владимир, исповедник Витебский (†1954)

День памяти 8 апреля (н.ст.)

Святой исповедник Владимир Еленевский родился в 1874 г. на Витебщине в семье протоиерея. Окончил Витебскую духовную семинарию и юридический факультет Императорского Юрьевского университета (Тарту, Эстония). Трудился судебным следователем Витебского окружного суда. Одновременно активно участвовал в жизни Церкви, применяя свои профессиональные знания на пользу Православия.

В 1918 г. был избран от мирян в состав Епархиального совета Полоцко-Витебской епархии. Во время изъятия церковных ценностей открыто выступал против ограбления церквей богоборческой властью. В 1922 г. Владимир Еленевский был арестован и приговорен к лишению свободы со строгой изоляцией на один год и последующим запретом работать следователем в течение трех лет.

По освобождении в 1926 г. Еленевский вновь избран в Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии. Вера и личное мужество отличали его от многих, пытавшихся спасти жизнь в обновленчестве. Даже обновленцы называли Владимира Еленевского «думой тихоновцев», отдавая должное его авторитету.

В 1929-1931 гг. Владимир Еленевский как опытный юрист оказал неоценимую помощь в возобновлении закрытых ранее приходов и их возвращении из обновленчества. С его деятельным участием более 50 приходов вернулось в лоно Патриаршей Церкви. Мудрость и профессионализм юриста, сопряженные с горячей верой, позволили Владимиру занять твердую позицию в неравном диалоге с богоборческой властью и использовать все законные средства для сохранения и укрепления Православной Церкви на Витебщине.

1 июня 1931 г. Владимир Еленевский был арестован и помещен в витебскую тюрьму за мнимую принадлежность к Истинно-православной церкви, подстрекательство к массовым волнениям и антисоветскую агитацию. На допросах признавал себя убежденным верующим и отрицал связь с обновленцами. 14 июля 1932 г. В.Н.Еленевского освободили из-под стражи с условием высылки на три года.

По окончании срока ссылки Владимир Еленевский вернулся в Витебск инвалидом 2-й группы. Состояние здоровья не позволяло полноценно работать, поэтому приходилось терпеть полуголодное существование. В 1944 г. он переехал в Минск и до 1948 г. трудился юристом в Минском епархиальном управлении.

В 1949 году Владимир Еленевский вернулся в Витебск. Он состоял в переписке и имел личные встречи с митрополитом Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым), по просьбе которого написал очерк по истории противостояния обновленческому расколу в Витебской епархии в 1920-1930-е гг.

Прожив долгую жизнь, проявив вопреки внешним скорбным обстоятельствам исповедническое стояние в православной вере, Владимир Еленевский скончался в Витебске 8 апреля 1954 г. Реабилитирован 12 сентября 1989 г. прокуратурой Витебской области. Определением Синода Белорусского Экзархата от 4 ноября 2007 г. исповедник Христов Владимир прославлен в числе Собора Белорусских святых.

Священномученик Иоанн Вечорко (†1933)

День памяти 17 апреля (н.ст.)

Священномученик Иоанн родился в 1890 г. в селе Косаричи Бобруйского уезда Минской губернии в семье псаломщика Мартина Вечорко. В 1913 г. Иван Мартинович окончил Минскую Духовную семинарию и в 1915 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Кривоносы, где он и прослужил всю свою жизнь.

В 1920 г. часть территории Минской губернии была оккупирована польскими войсками, офицеры остановились тогда в доме священника на постой, но относились к нему недружелюбно за то, что он защищал своих прихожан-крестьян. В конце концов поляки арестовали отца Иоанна и продержали некоторое время в слуцкой тюрьме.

В 1928 г. отец Иоанн был арестован во второй раз советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате налогов и приговорен к девяти месяцам заключения. Вернувшись из тюрьмы, он продолжил служение в Покровской церкви.

Власти, намереваясь закрыть храм, стали со временем требовать от священника уплаты все больших налогов. Своих средств у отца Иоанна не осталось, и он ходил по домам крестьян, прося помощи; некоторые крестьяне жертвовали, у других приходилось брать в долг. Видя, что священник продолжает отстаивать храм, сотрудники ОГПУ приняли решение арестовать его и членов церковного совета. 18 марта 1933 г. они были арестованы по обвинению в том, что они «под руководством священника Вечорко, используя как предлог собирание средств среди прихожан для уплаты налогов, занимаются активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельностью, ставя своей целью срыв всех мероприятий советской власти, в частности срыв весенней кампании… развал колхозов, распространение всевозможных контрреволюционных слухов…».

Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Виновным себя в антисоветской агитации, направленной на срыв хозяйственно-политических кампаний, и вообще в какой-либо контрреволюционной работе, не признаю. Считаю, что предъявленное мне обвинение… имеет своей целью закрытие церкви. В своей деятельности я не выходил из пределов религиозных обрядов и считаю себя аполитичным человеком».

После окончания следствия отец Иоанн был отправлен в слуцкую тюрьму. 17 апреля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Вечорко был расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Священномученик Константин Жданов, пресвитер Шарковщинский (†1919)

День памяти 29 апреля (н.ст.)

Священномученик Константин (Константин Дмитриевич Жданов) родился 22 марта 1875 г. в местечке Старо-Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии.

Отец Константина – священник Димитрий Жданов – был сыном причетника. Окончив в 1865 году Тверскую духовную семинарию, Дмитрий Владимирович преподавал в народных училищах Тверской и Ковенской губерний, а в 1876 году был рукоположен во иерея. Спустя два года отца Димитрия согласно его прошению назначили на Свято-Успенский приход местечка Старо-Шарковщина, где он и совершал свое пастырское служение до самой кончины. Дом, в котором жила семья отца Димитрия, находился рядом с церковью в очень живописном месте на берегу реки Дисны. Ждановы держали небольшое хозяйство, имели собственный сад, огород. София, мать Константина, занималась воспитанием детей и пела в церковном хоре. В семье Ждановых родилось девять детей. Старшие дети учились в Вильно: мальчики – в Духовной семинарии, девочки – в закрытой женской гимназии. По воспоминаниям старошарковщинских прихожан, отец Димитрий всегда стремился быть рядом с теми, кто нуждался в утешении и духовной поддержке.

Личный пример отца повлиял на формирование высоких нравственных качеств будущего священномученика Константина. Еще с детства жизнь Константина была неразрывно связана со служением Богу и ближним: помощь отцу при совершении богослужений, молитва в храме, забота о младших братьях и сестрах, послушание родителям.

В 1892 г. в семнадцатилетнем возрасте Константин поступил в Литовскую духовную семинарию. Но уже спустя два года в связи со смертью матери он вынужден был оставить учебу. Для того чтобы помогать отцу содержать многочисленную семью, в 1895 г. Константин устроился работать на Полесскую железную дорогу.

В 1900 г. Константин Дмитриевич женился на Анне Степановне, дочери служащего, ставшей для него близким духовным другом и верной помощницей на жизненном пути. Вскоре, успешно сдав экзамены по богословским наукам при Литовской духовной консистории, Константин Жданов был возведен в сан диакона и определен к церкви деревни Юдищено Дисненского уезда. Однако его служение в Юдищено оказалось непродолжительным. Получив скорбное известие о смерти отца, диакон Константин подал прошение о перемещении на Старо-Шарковщинский Свято-Успенский приход, чтобы иметь возможность заботиться о своих младших, еще несовершеннолетних, братьях и сестрах. 30 апреля 1900 г. в Ковенском Петро-Павловском соборе епископ Ковенский Михаил (Ермаков), викарий Литовской епархии, рукоположил диакона Константина во священника. Так, назначенный на место своего покойного отца иерей Константин стал настоятелем Свято-Успенского храма в местечке Старо-Шарковщина.

Матушка Анна во всем была опорой для своего супруга. С удивительной любовью и нежностью она относилась к младшим братьям и сестрам отца Константина, словно они были ее детьми. Анна Степановна пела в церковном хоре, принимала участие в жизни прихода. В 1902 г. у отца Константина родился сын Георгий. Однако уже через два года матушка Анна умерла в возрасте двадцати семи лет. К нелегким пастырским трудам добавились семейные заботы. На руках у батюшки остался осиротевший младенец. Кроме того, ему по-прежнему необходимо было заботиться о своем несовершеннолетнем брате Ювеналии и сестрах Любови и Марии.

Скорбь от потери матери в юношеском возрасте и сиротство собственного сына не могли оставить сердце отца Константина безучастным к детскому горю. Сохранились документальные свидетельства о том, что батюшка устраивал приюты для детей-сирот. Он также помогал обездоленным и убогим и за исполнение треб не только не брал платы, но, напротив, сам старался снабдить неимущих всем необходимым. Отец Константин был замечательным проповедником Слова Божия, строгим в вопросах веры и вместе с тем отзывчивым и милостивым к людям.

Иерей Константин совершал свое служение в Свято-Успенском приходе местечка Старо-Шарковщина в продолжение девятнадцати лет, и здесь в полной мере раскрылся дарованный ему от Господа пастырский талант. Уже в первые годы служения в Старо-Шарковщине перед отцом Константином встал вопрос о строительстве нового храма, так как старый деревянный, построенный еще в 1639 г. униатами, к концу XIX века совсем обветшал.

13 ноября 1912 г. состоялось долгожданное событие – освящение новопостроенной Свято-Успенской церкви. По благословению архиепископа Литовского и Виленского Агафангела (Преображенского) Старо-Шарковщинский храм освятил Дисненский благочинный священник Николай Рафалович в сослужении отца Константина Жданова. В память о завершении строительства и о трудах, понесенных настоятелем иереем Константином, в храме и до настоящего времени хранится икона равноапостольного царя Константина. 

Обремененный строительными заботами, отец Константин никогда не забывал и о своих пастырских обязанностях: совершал богослужения, наставлял в вере пасомых, занимался преподавательской деятельностью. В 1904 г. он был назначен законоучителем Ждановского народного училища, а в 1908 г. – законоучителем Сосновского и Григоровщинского народных училищ. За свое самоотверженное служение Православной Церкви иерей Константин Жданов был удостоен нескольких церковных наград.

Дальнейшее пастырское служение отца Константина проходило в самые сложные и переломные годы в истории: Первая мировая война, революции 1917 г., установление советской власти... Нужно было иметь великую силу духа, чтобы сохранить веру и не оказаться предателем в тех сложнейших жизненных обстоятельствах.

В декабре 1918 г. в Дисненском уезде был создан уездный комитет Российской коммунистической партии большевиков, перед которым стояла задача установления советской власти на освобожденной территории. В то время в местечке Старо-Шарковщина неистовствовала одна из коммунистических ячеек, известная своими злодеяниями всей округе.

Весной 1919 г. иерея Константина арестовали. По воспоминаниям очевидцев, он, совершив требу, возвращался домой от одного из своих прихожан и по дороге был задержан большевиками. Узнав об аресте своего батюшки, прихожане пытались спасти его: просили отпустить, предлагали даже выкуп. Их прогоняли, оскорбляли, но они продолжали настаивать на своем. Среди старошарковщинских жителей начался сбор подписей с просьбой освободить отца Константина. Принимая во внимание создавшуюся обстановку, большевики побоялись расстрелять в Старо-Шарковщине священника, пользовавшегося столь высоким авторитетом среди местного населения. Поэтому для исполнения своего злого умысла они отправили иерея Константина в Дисну, где вместе с ним содержался и настоятель Язненской Спасо-Преображенской церкви священник Михаил Синявский. Их ожидала общая участь. Поскольку арестованных в Дисне было очень много, большевики старались побыстрее от них избавиться. Ночью 29 (16 ст. ст.) апреля заключенных после пыток и издевательств предали смерти. Среди обреченных на казнь был и отец Константин Жданов. Конвоиры заставили священника выкопать себе могилу, после чего бросили его туда живым. Отец Константин начал просить их не совершать грех смертоубийства. Однако в ответ на уговоры его стали бить лопатой: перебили голени, отсекли левую стопу. Потом убийцы спросили священника, имеет ли он последнее желание перед смертью. Отец Константин сказал, что хотел бы помолиться. Ему позволили. Спустя некоторое время конвоиры оглушили отца Константина ударом по голове и затем забросали землей.

25 июня 1919 г. тело иерея Константина Жданова было облачено в новые священнические одежды и погребено в склепе под алтарем Дисненской кладбищенской Свято-Одигитриевской церкви. Там оно пребывало почти девяносто лет. На протяжении всего этого времени отца Константина, безвинно пострадавшего в годину гонений, все православные Шарковщинской округи почитали как священномученика.

По благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) 20 августа 2008 г. честные останки священномученика Константина были извлечены из-под спуда. Рядом с гробом отца Константина под алтарем Дисненской Свято-Одигитриевской церкви находился гроб с останками священника Николая Рафаловича, в котором было обнаружено Евангелие, подаренное отцу Николаю иереем Константином Ждановым. Честные останки отца Константина по обретении были переложены в новый гроб и помещены в Воскресенском храме города Дисны.

В 2009 г. Святой Синод Белорусской Православной Церкви направил соответствующие документы в Синодальную комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви, откуда было получено положительное решение. 13 марта 2010 г. богоугодное начинание Белорусской Церкви благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В связи с готовившейся канонизацией иерея Константина его честные останки 27 декабря того же года были доставлены в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, где совершалось их переоблачение и освидетельствование. Мощи священномученика были омыты по древнему чину розовой водой и сухим вином, высушены и протерты нардовым миром. По завершении освидетельствования честные останки отца Константина были облачены в новые священнические одежды, изготовленные сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, и положены в гроб.

4 июня 2011 г. состоялось прославление иерея Константина Жданова в лике местночтимых святых новомучеников и исповедников Белорусской Православной Церкви. В тот же день в Воскресенском храме города Дисны была совершена Божественная Литургия с чином канонизации. В настоящее время мощи священномученика почивают в Воскресенской церкви с правой стороны от алтаря в специально изготовленной для них резной деревянной раке.

Святитель Гавриил, архиепископ Могилевский, Рязанский (†1862)

День памяти 20 апреля (н.ст.)

Святитель Гавриил (в миру Георгий Иванович Городков) родился 17 апреля 1785 г. в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича (впоследствии священника этого села) и жены его Евдокии Филипповны.

С детства кротость и милосердие соединялось в Георгие с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью.

В 1808 г. он закончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 году Георгий получил степень магистра богословия и был назначен профессором на кафедру богословия в Рязанскую духовную семинарию.

С детства стремящийся к чистоте сердца и помыслов, смиренный, глубоко духовно настроенный, он жил совершенным отшельником и, не будучи монахом, проводил строгое монашеское житие.

Вскоре Господь призрел на его пламенные молитвы, и в 1815 г. в Рязанком Спасском монастыре Георгий принял монашество с именем Гавриила в честь Архангела - Благовестника, а 1 декабря того же года был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Свято-Троицкого монастыря. Но недолго пришлось ему окормлять благословенную Богом и молитвенником за землю Русскую преподобным Сергием.

В 1817 г. архимандрит Гавриил возглавил Орловскую (в то время Севскую) духовную семинарию, а через 2 года путь его лежал в Нижний Новгород: там он принял ректорство Нижегородской семинарией и назначен был настоятелем Макариевского Желтоводского монастыря, а в 1821 году переведен настоятелем Печерского Нижегородского монастыря.

Спустя 7 лет, 20 мая 1828 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе архимандрит Гавриил был возведен в сан епископа и направлен в Калужско-Боровскую епархию, где в недалеком будущем трудами своими и молитвами просвещенный и деятельный, кроткий и простой архипастырь заслужил уважение верующих.

Но всего три года судил Бог пробыть святителю в Калуге. В 1831 г. наставник преосвященного по академии митрополит Московский Филарет (Дроздов) рекомендовал его — как «испытанного в усердии и отличных способностей архипастыря» — на Могилевскую кафедру, дабы справиться с великой задачей - возвращением униатов в лоно Православной Церкви.

За время пребывания святителя Гавриила на Могилевской земле Православие приняли около 60 тысяч католиков. Для жителей Могилева, а впоследствии Рязани преосвященный был «олицетворением простоты» — за это его уважали даже католики. Сама внешность святителя Гавриила: благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка — располагала к нему. В общении с людьми, особенно инославного вероисповедания, он избегал укорения, ибо, как говорил сам: «Укорять — значить раздражать, а раздражать — значит уменьшать способность к принятию истины».

С 1837 года, в течение двадцати лет, владыка Гавриил возглавлял Рязанскую епархию.

В 1856 году святитель Гавриил был вызван в Москву для участия в миропомазании на царство императора Александра II, который за долговременное и усердное пастырское служение» наградил преосвященного Гавриила алмазными знаками ордена святого благоверного князя Александра Невского. В 1858 году владыка ушел на покой и поселился в Рязанском Ольговом монастыре, где проводил время в делах благотворительности.

С начала 1862 года 77-летний владыка настолько изнемог, что не мог уже подняться с постели. В Неделю Ваий он исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, соборовался. С этого времени келейники непрерывно читали возле него то акафист Сладчайшему Иисусу, то канон на исход души, то поклонение Страстям Господним. 7 апреля 1862 года, накануне Светлого Христова Воскресения, святитель Гавриил отошел ко Господу.

16 июля 1999 года в Успенском кафедральном соборе г. Рязани по благо-Словению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Гавриил был прославлен в лике местночтимых святых.

Священномученик Сергий Родаковский (†1933)

День памяти 21 апреля (н.ст.)

В 1920-х годах настоятелем Свято-Троицкой церкви был назначен протоиерей Сергий Родаковский. Родился в 1882г. в д. Житковичи Мозырского уезда Минской губернии, в семье псаломщика. Отец священника Сергия, Пётр Родаковский, окончил Пинское духовное училище, служил в Свято-Троицкой церкви м. Житковичи.

Супруга священника — матушка Ксения Чернявская (Свирская) — была родной сестрой блаженной Валентины Минской, отец сестёр — протоиерей Феодор Чернявский, был священнослужителем.

О детстве и юности Сергия Родаковского ничего неизвестно. Можно предполагать, что он рос весьма способным отроком, так как, поступив в Минскую духовную семинарию, окончил её в 1904 г. по 1-му разряду в числе самых лучших учеников. В том же году его рукоположили в иереи.

С 1905 г. служил в Покровской церкви Поручино-Ясенецкого прихода Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Барановичский район Брестской области). В 1908 г. он был назначен настоятелем церкви Успения Божией Матери д. Лавришево Новогрудского уезда Минской губернии. В д. Лавришево отец Сергий прослужил ровно десять лет. С началом первой мировой войны он выехал в г. Переяславль-Залесский и продолжил своё пастырское служение в качестве священника санитарного поезда.

В 1916–1917 гг. отец Сергий проходил послушание полкового священника. После большевистской революции (в конце 1917г.) он вернулся в Минск, и, по благословению епископа Георгия (Ярошевского), возглавил приход в д. Таль Бобруйского уезда Минской губернии. Вся дальнейшая жизнь отца Сергия оказалась неразрывно связана со служением на поприще духовного окормления прихожан Тальской церкви. Проживая в д. Таль, отец Сергий неукоснительно исполнял свои пастырские обязанности, до последней возможности стараясь сохранить здесь жизнедеятельный приход. Это стало особенно сложным к концу 1920-х гг. в связи с непомерно возросшим подоходным налогом, который требовалось выплачивать за служение в церкви. С помощью несоразмерно высокого налогообложения власти стремились закрыть храм.

В конце концов, отца Сергия арестовали в 1930г. и за неуплату налога отправили на принудительные работы по заготовке леса. Находясь на лесоповале, он в частном разговоре как-то сказал: «... почему советская власть не накладывает нормы по заготовке на раввинов, а всё на священников?». Эти слова зачлись ему позже в «вину». Шесть месяцев отец Сергий отбывал принудительные работы, после чего возвратился в д. Таль и вновь приступил к исполнению своих священнических обязанностей. Службы в храме шли согласно богослужебному расписанию, этому не мешали мозоли, нажитые на лесоповале. К этому времени у него конфисковали дом, и он вынужден был вместе с семьёй кочевать по соседям, не имея нигде постоянного пристанища.

В феврале 1933 г. священника опять арестовали. Его обвиняли в распространении слухов о скором проезде через д. Таль Римского Папы. Вскоре после ареста протоиерея Сергия Родаковского Свято-Троицкая церковь д. Таль была закрыта и разобрана. За ревностное служение Богу протоиерея Сергия постигла участь многих священнослужителей того времени.

Согласно постановлению коллегии ОГПУ 21.04.1933 г. осуждён протоиерей Сергий Родаковский с псаломщиком церкви Андреем Лутовичем и старостой Алексеем Муравейко за «антисоветскую агитацию» к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстреляны. Оба они были убиты, приняв мученическую смерть за исповедание веры в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Сергий Родаковский реабилитирован прокуратурой Минской области 23.11.1989 г. Групповое дело С.Р. и другие № 29903-с хранится в архиве КГБ Беларуси.

Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (1347)

День памяти 27 апреля (н.ст.)

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии, расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.

Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 г. оба святых мученика причастились Святых Таин, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 г. они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви. Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христианином. Такое признание привело князя к ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду. 13 декабря 1347 г. святой Евстафий был мучим и подвешен на том же дубе, что и его родственники святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников.

Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения — 13 (26) июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.

Священноисповедник Михаил Новицкий (†1935)

День памяти 30 апреля (н.ст.)

Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1889 г. в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника Константина и его супруги Стефаниды Новицких. В их семье было тринадцать детей и, когда отец Константин скончался, его супруге пришлось нелегко. Михаил в это время окончил гимназию, уехал в Санкт-Петербург и поступил учиться в Санкт-Петербургский историко-филологический институт.

Без помощи из дома ему на первых порах пришлось во многом себя ограничивать. По окончании института он в 1914 гю женился на девице Зиновии, дочери священника Николая Корзуна, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию. В 1914 г. началась Первая мировая война; Михаила Константиновича из-за близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с семьей он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать преподавателем.

В 1920 г. Михаил Константинович вернулся в Минск и в том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда; вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь. Они помогли его семье пережить голод 1930–1931 гг.

За время служения отца Михаила безбожники несколько раз предлагали ему отречься от сана и взамен сулили выгодную работу, но он эти предложения отверг; его стали вызывать в отделение милиции, третировать и унижать.

В 1933 г. безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил стал тяжело болеть.

В 1935 г. на Страстной седмице к алтарнику Петропавловского храма пришел некий человек иудейской наружности и попросил проводить его в сторожку к священнику, чтобы забрать у того церковные ценности. Отец Михаил ничего ему не дал и сказал: «Уйди, мне надо готовиться к службе». Тогда пришедший набросился на священника и, жестоко его избив, ушел.

В Великую Среду отец Михаил с трудом отслужил литургию Преждеосвященных Даров, чувствуя себя тяжело больным. Вечером он отслужил утреню с чтением двенадцати Евангелий: все Евангелия читал стоя, но в промежутках ему приходилось садиться. В Великую Пятницу священник с утра исповедовал, но, когда по обычаю должен быть вынос Плащаницы, ему пришлось лечь в постель.

В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил Литургию, затем освящал Пасхи. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу и, лежа в постели, подавал возгласы. Народа на службу собралось так много, что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты все окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню в первый день Пасхи он служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, исповедовался и соборовался. На следующий день он с семи часов утра уже мог говорить только отдельные слова. Супруга отца Михаила и приехавший священник читали акафист Пресвятой Богородице и Евангелие. Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 г. и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда. Впоследствии оба человека, избившие о.Михаила до смерти, признались в этом и других своих злодеяниях после долгих мучений на смертном одре. Так Господь открыл истину.