27 сентября – праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня

27 сентября 2015 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в храме Собора всех Белорусских Святых состоялась праздничная Божественная Литургия. Возглавил праздничное богослужение клирик прихода иерей Дмитрий Левчук в сослужении диакона Максима Бочарова. По окончании Литургии отец Дмитрий поздравил всех присутствующих с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

С своей проповеди батюшка подчеркнул мысль о том, что через Крест создано наше спасение. Каждый имеет свой крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в земной жизни. Крест – это даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Господь даёт каждому по силам его.

26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, было совершено Всенощное Бдение с литией. Возглавил богослужение настоятель храма Собора всех Белорусских Святых митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович в сослужении клириков прихода. Особенностью данного богослужения является вынос Креста на середину храма под пение тропаря Кресту «Спаси, Господи…». Происходит это после Великого славословия. Далее под песнопение «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…» священнослужители и все молящиеся поклоняются Кресту и совершается елеопомазание. Заканчивается богослужение традиционно первым часом.

История установления праздника

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. 

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. 

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу. 

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

«Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью Кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остаётся для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень; это орудие жестокой мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как Он проповедь любви подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не приметалось ни одно мгновение противления, мести, горечи – после всего этого наш мир уже не прежний мир. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша, теперешняя, связала вместе Бога и человека. И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И в свое время Господь на Страшном суде спросит нас за все, встав перед нами в славе Своей. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что, когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме и руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда; времени страшно мало; жизнь наша может оборваться в одно мгновение; и тогда начнется наше стояние перед Судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест; если бы близкий нам человек умер за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве бы мы не изменились? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот крест, возьмем, по мере наших сил, этот крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы станем живыми страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь». 

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Праздник Воздвижения Креста Господня