Чудо воскрешения сына Наинской вдовы

23 октября Церковь празднует память святых отцев VII Вселенского собора. Так же на этот день приходится память всеми любимого старца XIX века – преподобного Амвросия Оптинского. На литургии Святой Церковью читается Евангелие от Луки  (гл. 7, ст. 11 – 16). Это евангельское чтение повествует о чуде воскрешения Господом сына Наинской вдовы.

Евангелист Лука довольно подробно описывает это событие, как, впрочем, и многие чудеса исцеления, которые совершает Спаситель. Город Наин находился на расстоянии одного дня путешествия от Капернаума и лежал между городами Ендор и Сонам, где некогда Елисей воскресил ребенка сонамитянки (см. 4 Цар. 4, 18–37). До сего дня в десяти минутах ходьбы от Наина по дороге к Ендору сохранилось кладбище скальных могил, куда, скорее всего, и направлялась траурная процессия, которая встретилась у ворот города Спасителю, Его ученикам и множеству народа, который шествовал за Ним.

И вот эти две процессии встречаются: впереди одной – Господь Иисус Христос, впереди другой – покойник. Впереди одной – Жизнь, впереди другой – смерть. И разве могли они разминуться? Это поистине одна из самых знаковых историй, описанных в Евангелии.

Евангелист Лука особо подчеркивает: выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова (Лк. 7, 12). Это уточнение подразумевало следующее: в патриархальном обществе она осталась без всякой мужской поддержки, ее ожидала нелегкая судьба. И Господь сжалился над ней, то есть был тронут до глубины души. В греческом языке нет слова, которое бы сильнее передавало это сочувствие, и оно часто употребляется в Евангелиях.

Лука говорит не только о сострадании Спасителя, но и о Его изумительной власти. Господь подошел к одру и прикоснулся к нему: это был не гроб, потому что на востоке не хоронили в гробах, для этого часто использовали длинные плетеные корзины.

Блаженный Феофилакт пишет: «Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, – чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. “Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить”, чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить».

Но, несмотря на такое чудо, наинские жители не верили еще во Христа как в Мессию, Он для них был только посланником Божиим, великим пророком, который должен помочь народу Божию.

Борис Ильич Гладков замечает: «Это чудо, властно совершенное Иисусом на виду толпы народа, совершенное без призывания помощи Божией, не убедило наинцев в том, что перед ними стоит давно ожидаемый ими Мессия! Они признали в Нем только великого Пророка. Такое мнение об Иисусе они распространили по всей окрестности и даже по всей Иудее».

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о Божией любви, побеждающей смерть. Размышляя над событием, произошедшим у ворот города Наин, мы можем быть уверены, что смерть с пришествием Христа в этот мир побеждена, и теперь она успение – сон до того дня, когда Бог прикоснется к каждому со словами: тебе говорю, встань! (Лк. 7, 14). Будем же помнить, что величайшим откровением нашей веры является уверенность в воскресении мертвых и жизни будущего века.