«Верою праотцы оправдал еси»

В неделю 27-ю по Пятидесятнице, 25 декабря Церковь празднует память святых праведников Ветхого Завета. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

Праотцами называют всех ветхозаветных праведников, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя, сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Среди них выделяют Святых Отцов – непосредственных предков Иисуса Христа, их память отдельно чтится в последнюю неделю перед Рождеством. Так, через Рождественский пост и прославление первых праведников мы готовимся к величайшему празднику – Рождеству Христову, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

В Неделю Святых Праотец мы вспоминаем историю, записанную в Ветхом Завете. Священный текст начинается с рассказа о Сотворении мира. После по своему образу и подобию Бог создал человека. Адам и Ева были первыми людьми. Нарушив заповедь Божию, они были изгнаны из рая. В утешение Господь обещал им, что родится Спаситель, который искупит грехи мира. Первые грешники Адам и Ева через покаяние сделались первыми же праведниками. Но надежды Евы не сбылись, не ее сын должен был стать Спасителем, человечество ждали многие тысячелетия страдания и созидания, прежде чем в мир пришел Он (Иисус Христос).

С Адама и Евы начался род ветхозаветных патриархов, которые были образцами благочестия и отличались исключительным долголетием. Первым был Адам, вторым – Сиф – третий сын Адама и Евы. Среди патриархов известен Мафусаил. Он прожил 969 лет, его имя и по сей день ассоциируется с долгожительством. Мафусаил умер перед Всемирным потопом, после которого в живых остался только последний (десятый) ветхозаветный патриарх Ной и его семья.

Всемирный потоп – Божья кара за нравственное падение человечества. Ной был праведником, поэтому Бог его спас. Еще до потопа Ной обращался ко многим людям, чтобы они раскаялись в своих грехах. Пребывая на Ковчеге, он неустанно трудился, заботясь обо всех живых существах, нашедших спасение на его корабле. По окончании потопа ковчег прибыл к горам Арарата, где Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с Ним Завет (ряд моральных законов). Ной является отражением образа нового человека, спасенного во Христе. Апостол Петр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа видит указание на возможность духовного спасения через крещение.

Многие потомки Ноя почитаются в сонме праотцев. Среди потомков его первого сына был Авраам, родоначальник всего еврейского народа. С него начинается история родословия Иисуса Христа.