Неделя 5-я Великого поста Преподобной Марии Египетской

Идет пятая неделя Великого поста. Эта неделя воспринимается с особым чувством, а связано оно с мыслью о покаянии, с мыслью о его реальном воздействии на личность грешного человека. На пятой седмице в храмах совершается Стояние Марии Египетской. Примером покаяния называют жизнь святой. И в этот же день читается полностью и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Напомним, что этот канон произносили с понедельника по четверг на первой седмице Великого поста.

Мария Египетская, после озарения, на многие годы изолировала себя от людей, ушла в пустыню. Там она молилась, каялась. Обратим внимание на то, какое пристальное внимание обращается Церковью на людей заблудших, которые очистили душу молитвой и получили духовное прозрение. Можно вспомнить святого Ефрема Сирина. Он попал в темницу после напрасного обвинения. Он возмущался, протестовал. Но вдруг понял, что заточение произошло не зря, как ничего не происходит случайно. Это расплата за прежние грехи, легкомысленные поступки, которые ранили и обижали людей. Ефрем Сирин после того, как его выпустили из темницы, последующий отрезок жизни посвятил покаянию. Его молитва теперь читается каждый день в Великий пост.

Кроме того, сегодня в Евангелии мы слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: “Учитель! Хотим, чтобы, когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой”. И Иисус говорит им на это: “Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь”? И они говорят: “Можем”. Иисус сказал им в ответ: “Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это – кому уготовано”.

Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали.