«Сия есть первая и наибольшая заповедь»

В неделю 15-ю по Пятидесятнице в Церкви за Божественной литургией читается Евангелие от Матфея (глава 22, ст. 35-46). Две важных темы затронуты в сегодняшнем евангельском чтении: первая – о наибольшей заповеди в законе, вторая – о том, Кто же такой Христос.

Мы неоднократно слышали в Священном Писании, что Господь не дозволял ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в истинном понимании Своего служения, потому как необходимо было радикально изменить их представление о Христе.

Самым распространенным титулом Христа был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось чаяние народа о том, что однажды явится наследник царя Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет народ к завоеванию всего мира. Эти ожидания мы встречаем и на страницах Евангелия: слепые, просящие прозрения, кричали Христу: «помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф. 20, 30). И когда Господь входил в Иерусалим, то, как мы читаем у евангелиста Матфея, «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». «Осанна» означает «спаси нас», то есть «спаси нас, Сын Давидов!»

Но Господь открывает ученикам и фарисеям иное значение Мессии. Он цитирует 1-й стих 109-го псалма: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». Все понимали, что этот стих говорит о Христе. Спаситель указывает на то, что Давид называет Христа Господом, а значит, Он не просто Сын Давида по плоти, Он – Господь Давида, ибо Христос – Сын Божий. Этим Спаситель говорил иудеям о том, что пришел в мир объединить людей не силой оружия, а силой любви, которую Он ставит на высшее место во взаимоотношениях между Богом и человеком. Эти взаимоотношения и есть вера или религия.

Господь цитирует слова книги Второзакония: «…и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Это значит, что мы должны отдать Богу всю любовь – любовь, которая владеет всеми нашими чувствами и направляет наши мысли и поступки. Вера начинается с любви, представляющей собой посвящение жизни Богу.

Вторая заповедь, которая, по словам Христа, подобна первой, цитируется Господом из книги Левит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш». Наша любовь к Богу должна проявляться в любви к людям, ибо человек есть образ Божий. Поэтому по-настоящему мы можем полюбить человека, лишь полюбив Бога.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Тем, кто не верит в Бога и ни во что духовное, одна только правда важна, к одной только правде стремятся они. К какой правде? К правде земной, к правде человеческой. Только о ней помышляют они».

И действительно, как часто любовь в нашем мире заменяется некой правдой, некой справедливостью. Но правда земная и правда Божия, как правило, отстоят очень далеко друг от друга. Ибо мир заботится о телесном, в то время как христианин должен заботиться о вечной душе человека.

Быть подлинно верующим – значит любить Бога и любить людей, которых Он сотворил по Своему образу; но любить Бога и человека не туманно и сентиментально, а полностью вручить себя Богу и посвятить свою жизнь практическому служению людям.

Иеромонах Пимен (Шевченко)