Об исцелении Господом скорченной женщины

Господь сегодня в Евангелии напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а для того чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий.

Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести вот это иго своей немощи. Но ей важно прийти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу. В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Господу.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим, кроме чуда этого света, чудо мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божьего закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать этот день».

Сегодня Господь показывает, что благочестие и любовь – это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается только в любви, в достижении милосердия и сострадания по отношению к другому человеку. Он говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести к водопою? Каждый человек это делает, потому что дико было бы, жестоко по отношению к животному не напоить его водой. Но неужели эта дщерь Авраамова, которую сатана связал, которая уже в течение восемнадцати лет мучается, неужели нельзя облегчить ее страдания! Не для того ли покой субботы существует, чтобы открылась нам тайна любви и милосердия Божия? Жизнь вечная – вот что такое «покой». И только через сострадание, через любовь, которая есть подлинное благочестие, входим мы в эту жизнь.

Господь обличает сегодня грех лицемерия. Он говорит, что из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, как в Евангелии возвышает Господь Свой голос и многократно говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит эти слова, «горе вам», потому что видит, как страшна внешняя видимость благочестия, которая, по свидетельству святых отцов, явится «тайной беззакония» в самой Церкви. Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, именно в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это просто милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши или лицемерия в отношениях с Богом и с другими людьми». Там, где эта прямота отношений, там свет Христов, чудо любви Божией раскрывается, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Мы видим, что женщина, получив чудо исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Сегодня Господь призывает нас, увидеть, что человек, милостью Божией получивший исцеление, когда выпрямляется его душа, не может не благодарить Бога. Это становится естественным для него. И это есть единственный признак исцеления человека, потому что сам человек не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа, неспособная к этой хвале. Благодать Божия, которую приносит в мир Христос, может выпрямить и выпрямляет все, что грех искривил в нашей жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов