Притча о злых виноградарях

Господь произносит притчу о злых виноградарях, в которой в целом обличает всех иудеев. Эта притча очень ясно отражает картину той действительности, в которой жили люди в эпоху Христа в Палестине. Поступок виноградарей не выглядит как-то необычно.

Люди были мятежны, недовольны, стремление виноградарей убить сына господина своего тоже не являлось необычным: подобная ситуация действительно могла разыграться так трагично.

Каждая деталь этого повествования является символом: виноградник - это народ Израиля, хозяин - это Бог, виноградари - религиозные руководители Израиля, на которых Бог возложил некую ответственность, чтобы они руководили народом Божиим; слуги, которых посылает господин (или Бог) в этот виноградник (то есть Израиль) - это пророки (их, как мы знаем из истории Ветхого Завета, не принимали и убивали); сын, пришедший в конце - это есть Господь Иисус Христос, Сын Божий, пришедший обличить, который тоже был убит (распят на кресте). Здесь Господь в очень яркой форме излагает историю Израиля и в большей степени пророчествует о его гибели, потому что в конце говорится, что будет с этими виноградарями. Слушающие притчу отвечают Христу, что придет хозяин, схватит этих виноградарей и отдаст виноградник другим, которые будут вовремя приносить плоды. Так и случилось: избранный Богом народ потерял теснейшую связь с Ним и оказался ни с чем: Иерусалим и храм были разрушены, и все было потеряно.

Эта притча в разных аспектах. С одной стороны, она говорит нам о Боге, о том, что Он доверяет людям: Он доверил этим виноградарям Свой виноградник, не стоял над ними, не следил и не контролировал каждый день, Он ушел и оставил их выполнять свою задачу. Так же Бог доверяет каждому из нас: Он дает нам возможность выполнять свою работу самостоятельно, всякая полученная нами задача - это то, что поручил нам Бог, и мы должны ее выполнить. Дальше все зависит от нас: как мы отнесемся к своему труду. Здесь же говорится о том, что Бог долготерпелив: Он посылает слуг одного за другим и удивляется тому, что происходит. Он не приходит сразу наказать виноградарей, а дает им возможность ответить на Его призыв. Бог не бросает нас на произвол судьбы, но дает нам возможность справиться со своими немощами и ответить Богу.

В притче также говорится о правосудии Божием, о том, что Бог - Праведный Судия: в конце концов необходимо будет дать ответ, в соответствии с которым Бог примет правильное решение в отношении людей, совершающих беззаконие. Человек, который совершенно не выполнил свои обязанности, бесполезен для Бога, как эти виноградари, которые решили присвоить всё себе. Здесь же говорится о людях: у человека есть некие привилегии, ведь хозяин поставляет этих виноградарей в виноградник, в котором уже все было приготовлено для того, чтобы делать необходимое. Виноградник был огражден оградой, был пресс, башня - все это облегчало работу этих людей, но они не только не поблагодарили хозяина, а еще и озлобились на него. Так же и нам Бог дает некие средства, чтобы мы выполняли возложенную на нас задачу, но нам необходимо благодарить Бога за это.

В этой притче говорится и о свободе человека, то есть хозяин оставляет виноградарей на их собственный произвол, и они могли выполнять свою работу, как им хочется. Бог, как мудрый строитель, распределяет, а потом предоставляет возможность человеку выполнять работу. Здесь говорится и об ответственности человека: наступит время, когда нужно будет дать ответ перед хозяином, перед лицом Божиим, за все поступки и проступки, совершенные человеком. Так и в притче: настало время отдать необходимое - пришлось отвечать по заслугам. Также говорится и об умышленности, сознательности человеческого греха, который появляется не просто так, откуда ни возьмись. Виноградари сознательно замышляют убить сына, чтобы завладеть виноградником, то есть грех - это сознательное противодействие Богу, грешить - значит идти не Божиим, а своим путем, а мы прекрасно знаем, каков Божий путь и куда ведет путь греха.

В конце этого евангельского отрывка говорится о Самом Христе. Господь говорит о Себе как о камне, отвергнутом строителями, но который в конечном счете стал во главу угла. Это строчка из 22-го стиха 117-го псалма пророка-псалмопевца Давида: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Сам Давид подразумевает здесь народ израильский, который все презирали и отвергали, ненавидели, но они стали слугами Божиими, богоизбранным народом. Господь же обращает эти слова к Самому Себе. Люди могут отвергать Христа, могут отказываться от Него, могут пытаться уничтожить Его, но истину уничтожить невозможно. Иисус Христос - это самая важная личность во всей человеческой истории, во всем мире: мы видим Бога, пришедшего во плоти, который открывает человеку глаза на его жизнь и дает самое важное и необходимое - саму жизнь, потому что является источником жизни. Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин